Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»



Посвящается cветлой памяти

 Капитана дальнего плавания

 Александра Николаевича Чмутова.

 С А Ш К А П И Р А Т 

1.      Смена капитанов

 Лето было в разгаре- июль месяц. Наш постоянный капитан парохода ‘Коломна’ Володин Виктор Николаевич, наконец, получил долгожданный летний отпуск и сдал дела капитану Александру Николаевичу Чмутову. Его пароход стоял в ремонте на судоремонтном заводе и должен был выйти в рейс только через два месяца. Отдел кадров направил на ремонт капитана – пенсионера, который в море не ходил по здоровью, а с ремонтом справлялся отлично. Из информации от надежных инспекторов отдела кадров, мы штурмана узнали, что Александр Николаевич очень строгий капитан. Наш постоянный капитан был демократ, без нужды штурманов не ругал, и мы жили дружной штурманской командой, а капитана даже иногда обыгрывали в шахматы всем штурманским коллективом за одной доской. Форму мы носили только в портах, а в море ходили в удобной, штатской одежде. В связи с полученной информацией старший помощник, ответственный за всех штурманов приказал: всем отгладить форму, надеть белые чехлы на фуражки, начистить ботинки, чтобы в их блеске можно было увидеть свет электрической лампочки, бриться ежедневно, всем проверить свои заведования и доложить ему об исполнении через час. В кают-компанию на прием пищи и совещания приходить только в форме.

Два капитана прибыли на судно на дежурной автомашине главного диспетчера пароходства и приступили к своим делам. Все штурмана и механики написали рапорта на имя нового капитана о состоянии своих заведований. Володин Виктор Николаевич собрал всех офицеров в кают-компании и представил нового капитана. Александр Николаевич был повыше среднего роста, широк в плечах, видимо, матушка природа не обидела его силенкой, крепкая шея борца, цепкие, широко поставленные черные глаза. Вcтреча с таким человеком, как противником, не оставляла никакого шанса на победу. Было видно, что человек обладает жестким, волевым характером. Мне кажется, что каждый человек похож своим видом на определенную породу собак. Так он был чистокровный “боксер”. Затем они прошли по всему судну вместе с старшим механиком и старпомом. Через час наш капитан убыл в заслуженный отпуск, пожелав нам хорошей погоды. Погрузка судна заканчивалась, и к отходу судна на Гамбург было все готово.

------ Вахтенный помощник , Я поехал подписывать грузовые документы в грузовой отдел. Готовьте судно к отходу в 03.00, пусть старпом закажет два буксира на отход, иначе нам не отойти , стоим плотно между двумя судами. Вызовите мне дежурную машину.

Через пятнадцать минут капитан уехал в грузовой отдел. Старпом с поваром принимали продукты на рейс, второй механик принимал техническое снабжение вместе с боцманом.

К вечернему чаю в 20.00 мне нужно было оформить табеля учета рабочего времени подсмены: повара и буфетчицы, которые приходят работать на судно, когда оно стоит в ленинградском порту и затем подписать их у старпома. Они служат документами для оплаты. На вечерний чай было мало моряков, только одна вахта. У вахтенного машиниста на судне в период стоянки была жена, которая собиралась покинуть судно. Он пригласил ее выпить чашечку чая на “дорожку.” Наша подсменная буфетчица- женщина в возрасте сорока лет почему-то возмутилась и начала ругаться:

------Что это такое своих баб- бл--ей еще кормить будут !! Развели тут бордель ! Пошли они на….. Я и машинист пробовали ее успокоить, но она только расходилась, в руках у нее была связка ключей от камбуза, и она размахивала ими перед лицом машиниста, готовая пустить их в дело. Машинист отмахнулся от ее руки со связкой с ключами, и они попали ей в левую бровь, с которой потекла кровь. Она дико закричала, что ее убивают и бросилась бежать с судна. Я доложил об этом инциденте старшему помощнику. Тот приказал написать нам с машинистом по объяснительной записке, что мы и сделали. Машинист Нефедов пошел провожать свою расстроенную жену до проходной порта, где всегда можно было поймать такси. Через два часа на судно прибыл дежурный инспектор отдела кадров и привез отходную судовую роль с фамилиями всех моряков, кому разрешается пограничными властями выход за границу. Фамилия машиниста Нефедова была вычеркнута, стояла печать и подпись. Инспектор объяснил, что с Вашего судна прибежала окровавленная буфетчица Новгородцева и объяснила, что избита пьяным машинистом Нефедовым. --------------Нефедова вычеркнул представитель Водного отдела КГБ. Пусть списывается, а потом разберемся. Кто прав, кто виноват. Но она показывает всем рану над левой бровью, говорит что тот был пьян, сходила в медпункт и получила справку о побоях.

Мы с Нефедовым показали наши объяснительные и рассказали суть дела.

-------Да, вообще-то, Новгородцева та еще склочница, но старая морячка, никто в судовой экипаж ее брать не хочет, зная ее склочный характер. Вот она и злится. Но ничего не сделаешь сейчас. Время вышло, все закрыто. Начальство уехало по домам.  

С этими словами инспектор уехал дежурить в отдел кадров. Он ничего не смог сделать. Это была не его компетенция. Нефедов пошел собираться списываться с судна. Время уже приближалось к трем часам, когда на борт вернулся капитан. Старпом и я , как вахтенный помощник доложили обстоятельства инцидента с буфетчицей. Мы представили объяснительные. Нефедов стоял тут же с чемоданом и подтвердил все устно. Приехал капитан Чмутов и я объяснил суть дела.  

--------Ну, что моряки, не бывать тому, что сотворила глупая баба. Третьему помощнику с судовой ролью со мной в отдел кадров. Нефедову быть на судне. Отходим в 04.00. Комиссия на отход пограничники и таможенники пусть работают. Мы поехали, благо машину я не отпустил еще.

Мы долетели через десять минут до отдела кадров пароходства, где подняли придремавшего дежурного инспектора. Александр Николаевич сразу взялся за телефон.

Он позвонил начальнику пароходства в 03.00 и поднял того с постели. Тот долго не мог понять со сна, что хочет капитан Чмутов.

------Сергей Петрович, из судовой роли ошибочно вычеркнули опытного машиниста, выход в рейс без этого машиниста Нефедова может отрицательно сказаться на работе главного двигателя. Прошу дать команду включить его в судовую роль.

--------Товарищ капитан, а кто вычеркнул ?

-------- Представитель Водного отдела КГБ.

-------- Сами понимаете, я не могу спорить с КГБ, позвоните Вы сами.

--------Дежурный КГБ, говорит капитан парохода “Коломна” Чмутов Александр Николаевич, могу я поговорить работником Водного отдела КГБ Балтийского Пароходства.

---------Ну, что Вы товарищ капитан он давно уже спит. Если что-нибудь “горячее” доложите мне. Нет, вопрос может решить только он. Ничем Вам не могу помочь.

А если Вам позвонит начальник КГБ по Ленинграду и области, Вы его поднимите ?.

Тогда конечно, но я думаю, что это шутка. Спокойной ночи капитан.

--------Дежурного по горкому партии Ленинграда , пожалуйста.

--------Да, кто говорит, представьтесь.

--------Говорит командир шестого отряда ‘Народных мстителей’ ‘Смерша’ капитан Чмутов Александр Николаевич. По голосу я узнаю лейтенанта моего отряда Федоткина Ивана.

В телефоне, что- то замолчали, а затем раздалось, не может быть, а голос Чмутова продолжал.

-------Давай, давай сознавайся лейтенант, как не стыдно ночью по голосу не узнать командира, который тебя на горбу под Волховым вынес, раненного в ногу. Эх, ты !!

-------Александр Николаевич ! Товарищ командир, приезжайте к нам на вахту В Горком, давайте я за Вами машину пришлю.

-------Нет Иван, ты знаешь я был морской человек на войне и с нее на флот и вернулся. Сейчас капитаном на пароходе Коломне собираюсь отплывать в Гамбург. Но вот понимаешь какая “заковыка”, комитет дежурного водного отдела КГБ списал с судна два часа назад по ошибке хорошего моряка, чтобы вернуть его на судно нужно решение начальника КГБ. Горкомом командует Колька Смирнов, он меня знает, вместе работали в диверсионных отрядах.

Можешь ты поднять его с “пуховой постельки” и сказать, что Сашка Чмутов просит отменить решение капитана КГБ по фамилии Верхового по снятию с экипажа машиниста  Нефедова, без которого мой корабль не сможет выйти в Гамбург и отвезти туда наш груз.

------Секретарь Горкома слушает.

------Доброй ночи Николай Сергеевич, да это я командир шестого отряда Александр Чмутов.

-------Ну, ты Сашка даешь, в войну был сумашедшим, таким и остался ,пират ты этакий, так тебя тогда звали, и такой был твой позывной. Я все понял из сообщения Ивана. Сейчас звоню начальнику КГБ. Так,когда придешь из Гамбурга, давай все встретимся и вспомним наших погибших ребят, соберемся где-нибудь поговорим.

-------Ну, Коля все взял на контроль, сейчас спешу, пароход на отходе. До свидания.

Они посидели в отделе кадров у телефона минут двадцать, зазвонил телефон.

-------Александр Николаевич, это дежурный КГБ по водному транспорту капитан Верховой, я выезжаю и буду у Вас через пятнадцать минут.

Через пятнадцать минут черная волга подлетела к Отделу кадров БМП, и оттуда выбежал запыхавшийся капитан КГБ.

-------Александр Николаевич, Вы извините, что так получилось. Никто не думал, что машинист Нефедов такой ценный специалист. Сейчас я внесу корректуру в судовую роль и отштампую. Пограничникам уже дана команда по Нефедову.

--------Товарищ капитан КГБ по фамилии Верховой, когда экипаж собирается в рейс под руководством капитана, каждый человек, кого взял капитан в этот рейс, может понадобится в любую минуту и должен выполнить его команду четко и беспрекословно. Капитан должен быть уверен в каждом, и каждый в капитане. Mежду прочим, это заповедь разведчиков, идущих в разведку через линию фронта, и менять кого-то в группе в это время плохая примета.

Разве Вас этому не учили ?

----------Так точно, товарищ капитан, учили в школе КГБ, но войны не застал по молодости лет и в основном воюю с бумагами. А Вы , видимо, в войну поработали в нашей системе.

----------Раз знаю эту заповедь разведчиков ‘Cмерша’ , значит работал, сам Абакумов был командиром нашего полка. Он ошибок не допускал и не прощал. Время было такое под Ленинградом, чуть-чуть дрогнули бы , и немцы бы нас смяли.

Судовая роль- разрешение экипажу на выход за границу была исправлена. Мы с капитаном сели в дежурную машину пароходства и добрались до своего парохода.

Комиссия уже закончила свою работу, лоцман был на борту, мы поднялись на судно. Капитан дал команду: ----Всем по местам стоять, отходим в рейс на Гамбург.

 2По морским дорогам

Экипаж на пароходе ‘Коломна’ был опытный и дружный. Утром мы уже сдали лоцмана и пошли рекомендованными курсами по Финскому заливу. Плавать в дивные, светлые ночи, воспетые еще великим русским поэтом А.С.Пушкиным, вспоминать Достоевского и его пять белых ночей, когда сама природа замирает, и кругом запах свежего леса, и ты чувствуешь, что ты в раю. В это время растет березовый лист со своим сладким запахом.

И бывает ветерок с берега идет порывами, как будто веером с прекрасными духами в театре обмахивается прекрасная незнакомка, сидящая впереди Вас. Вы ее еще не видели,

но такой запах мог принадлежать только ей. Еще не все леса вырублены по берегам этого залива. Между прочим Петр Первый не разрешал рубить строевой лес, предназначенный для постройки парусных кораблей в Северной части залива, вплоть до потери живота то есть жизни. Утром я заступил на вахту . Александр Николаевич стоял на мостике и радовался прекрасной погоде, но и проверял штурманов. Плавание по Финскому заливу с частыми поворотами среди островов требует неусыпного внимания вахтенного штурмана, кроме того, на встречу тебе идут суда в Ленинград встречными курсами. Много аварий на каменные отмели из-за ошибок штурманов приводили к тяжелым последствиям. Одна из тяжелейших – это посадка на каменную мель в 1913 году броненосца “ Князя адмирала Апраксина’ у южной оконечности острова ‘Гогланд’, когда впервые были применены для связи с ним радио сигналы с ледокола ‘Ермак’. Наши штурмана знали все курсы, и нам это не грозило. Но капитан отвечает за экипаж, корабль и груз на нем. Новый капитан должен проверить в работе на мостике штурманов, как они управляют его судном. Каюта капитана, как всегда располагалась с правого борта под ходовым мостиком, чтобы быстро подняться, разобраться в обстановке и взять команду над судном.

-------Cергей Николаевич, я пока спущусь в каюту, как только появится встречное судно Вы мне позвоните по телефону.

Капитан покинул ходовой мостик, значит командование передано вахтенному штурману.

Через две минуты показалось встречное судно, и я вызвал капитана. Мы спокойно разошлись с ним, и капитан опять ушел в каюту. Мы следовали по большой морской дороге, встречных судов было много, и я еще два раза я вызвал капитана через малые промежутки времени. На третий раз Александр Николаевич позвал меня на крыло ходового мостика:

-------Сергей Николаевич, у Вас совесть есть !!

Я несколько опешил от такого вопроса и ответил -, конечно, есть.

-------Третий раз с горшка снимаешь, поимей совесть!. Правильно ведешь пароход, вызывай меня, если будет только серьезная необходимость.

Меня менял с вахты второй помощник Левко Владимир Алексеевич, он был старше меня на год и всегда помогал мне со всеми проблемами по работе. Я рассказал ему об инциденте с расхождениями судов, и мы были чрезвычайно довольны юмором капитана, который совсем не педант, а хороший, веселый человек. С таким капитаном и работать векселей и легче. Володя принял вахту в 12.00, я спустился вниз, в кают-компанию пообедать. Как только я налил супу, загудел судовой тифон. Я выглянул в окно и увидел, что туман накрыл судно. Видимость стала ноль, ветра не было. Я быстренько пообедал и поднялся на ходовой мостик, где капитан и второй помощник вели судно в густом тумане, используя показания радиолокатора. Обстановка была напряженная , так., как рядом проходили встречные суда и гудели , предупреждая о своем движении. Столкновение двух пароходов, имеющих массу вместе с грузом до 10.000 тонн и более, может привести к их гибели и смерти моряков. Святая обязанность капитанов, помощников капитана водить суда по морям и океанам в любую погоду без аварий. Капитан сказал, что они с вторым помощником справятся и отпустил меня отдыхать. Отдыхать это значит заниматься своим заведованием, картами, радионавигационными приборами, готовить документы для прихода в Гамбург. В 17.30 туман рассеялся, и опять выглянуло солнышко. На вахту в 16.00 заступил старший помощник, и у него погода не портилась. На следующий день опять на вахте второго помощника в 12.30 судно вошло в густой туман у острова Борнхольм. В 16.00 поднялся ветерок, и туман рассеялся.

На следующий день уже в проливе Большой Бельт опять на вахте второго помощника с 12.15 до 15.30 был густой туман. Я занимался на мостике картами для следующего рейса. Капитан со вторым помощником дежурили у радаров за судами. В 15.45 Александр Николаевич выпил чашечку кофе на мостике и заговорил о тумане:

-------Да, товарищи штурмана, третий день в одно и тоже время возникает густой туман на море, и почему-то на вахте только второго помощника, Владимира Алексеевича. Мистика какая-то, да и только. Что Вы скажете товарищ Левко ?

--------Что я могу сказать ! Не я же его напускаю. Это адвективные летние туманы. Разность температур холодного моря и теплого наружного воздуха дает туман.

---------Так, так. А я думаю, что у Владимира Алексеевича, где-то растет седой волос. Вот он вырвет этот волос, и туманы прекратятся. ---------Александр Николаевич, Вы посмотрите на мою шевелюру, у меня еще нет ни одного седого волоса.

---------- А, ты Владимир Алексеевич, после вахты в своей каюте, сними штаны и просмотри свою кормовую часть с помощью зеркала и увидишь, что один седой волос есть. Вырви его, и погода наладится.

Мы поняли капитана, как еще его одну морскую юмористическую шутку.

На следующий день мы подходили к Кильскому каналу. На вахте с 12.00 было солнышко и никакого тумана. Капитан в форме на мостике готовился к приему лоцмана для прохождения канала. Второй помощник и я обеспечивали подготовку экипажа, документов. Александр Николаевич был в хорошем настроении :

--------Вот видите, нет никакого тумана, вот, что значит, Владимир Алексеевич вырвал седой волос. Спас штурманов от напряжения и плавания в тумане. А Вы говорили, нет седого волоса. Вот смотрите видимость миль на пятнадцать. За такое плавание с капитана и штурманов надо высчитывать деньги, как за плавание на лайнере по Черному морю.

Мы не стали спорить с капитаном. Хороший капитан всегда прав, а если не прав смотри всегда первое- прав.

Кильский канал связывающий Балтийское и Северное моря был построен в 1914 году с помощью русских военно-пленных и считается стратегическим каналом для Германcкого военного флота, позволяющего быстро перебрасывать корабли из одного моря в другое.

Канал имеет доки для входа и выхода и не зависит от спада воды в реке Эльбе.

Мы благополучно вошли в док. На борт прибыл немецкий лоцман и двое рулевых. По правилам плавания по каналу это является обязательным . Мы вышли из дока  и пошли

по каналу мимо пасущихся на лужайках коров, чистеньких деревень, небольших городишек с кирхами. Немецкий лоцман говорил команды рулевым на немецком языке и высказался несколько неприличных слов в адрес русских моряков. Александр Николаевич на чисто немецком языке с берлинским акцентом сказал :

------Господин лоцман, Вы поднялись на русское судно, мы платим Вам деньги за проводку судна , значит даем работу. Скажите где это видано, чтобы немец ругал своего хозяина- бюргера, он может быть недоволен, но должен молчать. Это его личное дело, если его не устраивает работа, он может взять расчет. Кстати, мы с Вами одного возрастагде Вы воевали ?

Немец стоял, широко открыв рот, и переваривал то, что ему сказали.

-------О, извините, господин капитан, больше этого не повторится. Я воевал на волховском фронте под Ленинградом, обморозил ноги под деревней Путилово. Я запомнил это место на всю жизнь.

--------Под Путилово стоял 145 гренадерский полк, штаб полка и запасы горючего для танков были взорваны вместе со знаменем, и он был расформирован.

-------О, господин капитан, Вы знаете все наши несчастия нашего полка. Ветераны со слезами сейчас вспоминают деревню Путилово. Вы не служили в нашем штабе, как русский разведчик? У Вас прекрасный берлинский хох дойч.

--------Нет, я не служил в немецком штабе, у меня были другие задачи.

После этих разговоров рулевые стали у руля только стоять, а не сидеть, как обычно на стуле. Четко рапортовали команды лоцмана. Лоцман добился разрешения диспетчера проследовать канал без остановок, для чего задержали на час встречное движение судов.

Мы вошли в входной док на реке Эльбе. Лоцман и рулевые простились с капитаном,

Встав по стойке смирно, и c поклоном головы покинули борт судна. На причале дока канальный лоцман что-то долго говорил новому , морскому лоцману, который должен вести судно по реке Эльбе до причалов Гамбурга.

Новый лоцман очень вежливо поздоровался с капитаном и разговаривал с капитаном только на английском языке. Он был молод и войну испытал только, как ребенок.

Мы подходили к причалу, и лоцман сообщил, что места для нас достаточно. Но когда мы подошли ближе, мы увидели, что это не соответствует действительности. Одно из судов сдвинулось вдоль причала и расстояние между судами, куда мы должны были “протиснуться”, оставалось впритык. Александр Николаевич перешел с лоцманом на немецкий язык, но тот не смог ничего объяснить, кроме,--“ это ошибка диспетчера”-- и начал разговор по радио с лоцманской службой. Один буксир был заказан для помощи, а второй был бы необходим в этой ситуации. А его не было. Наше судно самым малым ходом приближалось с одним буксиром на корме к нашему причалу. Развернуться было негде, справа и слева стояли суда. Лоцман совсем растерялся и только переругивался с диспетчером порта. Александр Николаевич дал команду буксиру по радио не работать. Судно шло по инерции. Напротив причала Александр Николаевич дал команду, которую я по рупору, /большой медной трубе/ , прокричал на бак старпому:

-------Отдать правый якорь, смычку в воду и задержать!! Якорь не хотел падать в воду, видимо стопор заело. Мы могли задеть иностранное судно впереди. Александр Николаевич выхватил у меня рупор и своим басом гаркнул : --------Боцман, ты, что там как вошь шевелишьcя, е-б-ни ломом быстро по стопору . Боцман ударил ломом по стопору, и якорь, весом три тонны, плюхнулся в воду и задержал наше судно . По законам физики раз одна часть судна /, по носовая задержалась, то противоположная свободная- кормовая часть пошла к причалу Кормовая швартовая команда быстро подала концы на берег, которые и задержали движение судна назад. Затем подали носовые концы на берег с помощью немецких грузчиков на причале и втиснулись своими 110 метрами между двумя судами, под аплодисменты и свист одобрения немецких грузчиков, потравив правый цепной канат. Расстояние до судов с носа и кормы было по два- три метра. Лоцман долго благодарил капитана за прекрасную швартовку и урок, который ему был преподан.

Мы штурмана поняли весь точный, безошибочный расчет капитана и его смелость в исполнении. Ведь масса судна с грузом представляла около шести тысяч тонн и рассчитать ее движение по траектории было невозможно. Только опыт и глазомер капитана могли это сделать. Александр Николаевич собрал нас штурманов на мостике и доходчиво объяснил выполнение этого маневра.

-------Самое главное штурмана, это вовремя отданный правый якорь, который и стал точкой вращения судна. Ну и хорошая погода, не было ветра. Молодым капитанам повторять этот маневр не советую. Ошибка может привести к большим неприятностям. Лучше было бы выйти кормой на реку Эльбу, дождаться второго буксира и встать к причалу. Но и наш маневр даже грузчики оценили, не говоря уж о лоцмане. Команда, поданная боцману с мостика мною,. была несколько грубовата, но доходчива. Старпому и боцману замечание: ------ Всегда к приходу судна в порт оба якоря нужно стронуть с места, то есть немного притравить, чтобы таких случаев не было. А матерное слово на грузовом судне, сказанное без обиды к виновному, редко и со смыслом – только помогает в работе. Так говорили старые боцмана, которые еще на парусном флоте ходили и меня так учили. Второму и третьему помощникам отрабатывать командирский голос, чтобы на баке и корме было слышно.

Гамбург большой морской немецкий город. Много магазинов, пивнушек, есть даже переулок публичных домов, где работают жрицы одной из давнейших профессий проститутки. Выгрузка шла свои чередом, и на следующий день мы уже оставили гостеприимный Гамбург и вышли в Северное море. От Гамбурга до Роттердама переход занял около суток. В Роттердаме стоянка судна была два дня. Город блистает чистотой, владельцы маленьких магазинчиков каждое утро моют пешеходную часть перед своим магазином мыльным раствором и смывают чистой водой, окна домов блестят в любую погоду. На пешеходном переходе нет даже окурков от сигарет или бумажек от жвачки. У каждой школы есть огороженная площадка, где школьники играют в футбол, баскетбол. Для велосипедистов есть специальные дорожки и занимать их пешеходам под страхом штрафа не разрешается. Голландцы обычно знают три четыре языка, ведь через Голландию идет внутрь Европы автомобильным или речным путем много грузов. Александр Николаевич оказался большим любителем футбола. У нас на судне была футбольная команда, и иногда мы играли в футбол с командами наших судов или иностранных. В этот заход футбольных встреч организовать не получилось, но Александр Николаевич попросил у компании, отправляющей груз химзавода в СССР в качестве подарка для экипажа достать восемь билетов на футбол первой лиги в Роттердаме. Восемь футболистов с судна вместе с капитаном посмотрели прекрасный футбол в исполнении профессионалов футбола и остались очень довольны. Мы покинули Роттердам, город великих, ‘старых’ голландцев- художников Рембранта, Хальса, с памятником на центральной площади русского-эмигранта архитектора А. Задова ‘Город умирает, но не сдается’ , поставленный в память жертв мирных жителей, погибших под бомбами немецкого Люфтваффе в 1940 году. Из Роттердама наш путь лежал домой в Ленинград с грузом оборудования для химических заводов Урала. К приходу в Ленинград штурманская служба готовилась заранее. В Ленинграде на борт приходят пограничные, таможенные, санитарные власти. Их представители обязаны проверять моряков, приплывших из чужих стран, по всем правилам. Чтобы принять русского чиновника на судне его нужно чем-то угостить, или отблагодарить. В подарки шли шариковые трехцветные ручки, а в угощение только иностранный коньяк под названием ‘Наполеон’. Стоил он дорого и штурманам был не по карману. Так зарплата в валюте только за границей у третьего помощника была 1 доллар в день, у капитана- 3. Хотя ,она не называлась зарплатой, а валюта на культурные нужды моряка. Моряк получал зарплату в советских рублях по тарифной сетке Министерства Финансов СССР. Но капитан имел небольшие суммы представительских денег на каждый порт для приема больших начальников, и угощал их таким хорошим коньяком. Русская пословица –‘голь на выдумки хитра’- оправдывает свое значение и в нашем случае. Капитан после приемов властей  выставлял из каюты пустые, в красивой золотой оплетке бутылки от коньяка Наполеона, и они тут же исчезали. У каждого помощника имелось по две три таких бутылки, не хватало только содержимого. Старпом придумал простой способ приготовления этого дорогого коньяка на судне. Каждый помощник покупает в Роттердаме у голландской компании, снабжающей судно продуктами, сигаретами, спиртными напитками дешево по бутылке чистого спирта в объеме одного литра. На судне имелась большая стеклянная бутыль двадцать литров. В нее вливается весь спирт, затем столько же кипяченой чистой воды. Повар делает смесь из имбира, корицы, шафрана, гвоздики и крепкого чая. Все это заливается в большую бутыль и хорошенько взбалтывается. Это отстаивается двое суток и перед Ленинградом акционеры в лице штурманов сдают старпому по две пустые бутылки из- под ‘Наполеона’. Бутыль с коричневой жидкостью и прекрасным запахом ставится на стол. Затем с помощью системы подсоса небольшим шлангом начинали заполнять бутылки. К приходу в Ленинград у всех штурманов был готов коньяк ‘Напоолеон’ местного разлива. Затем в наше акционерное общество были приняты второй и старший механики. Только первый помощник всю вынюхивал, чем это повар занимается в вечернее время , готовя адскую смесь. Но все делалось в ночное время, когда первый помощник мирно похрапывал в своей каюте. Нас c приходом в Ленинград ,обычно, встречали три таможенника и старшим был Петр Евлампьвич. Он с удовольствием обходил все каюты штурманов и механиков,  и везде ему наливали рюмочку за встречу. Последним был старпом, где он задерживался подольше. Он рассказал старпому:

------- Моя вредная теща Агрипина Севастьяновна всегда меня ругает, когда я прихожу с работы под хмельком, но я всегда в ‘плепорции’. После Вашего прихода и коньячка ‘Наполеона’ утром, она мне говорит. Петр Евлампьевич , вот утром я хожу в туалет после Вас. Когда Вы с русского парохода приходите выпимши, в туалет не зайти пахнет перегаром и помойкой. А вот Вы сегодня, видно, с иностранного судна пришли выпимши, так в туалете после Вас пахнет корицей и имбирем. Благородными запахами. Ведь умеют за границей делать спиртные напитки такие, что даже в туалет утром приятно женам зайти. А у нас, муж пришел нажрамши- противно пахнет, утром после него в туалет не войти вонища. Безкультурье у нас одно, заграница есть заграница одно слово.

 3. Смерш и Катюша 

В Ленинграде все пошло по старой программе и началась выгрузка. На второй день Александр Николаевич пришел утром на судно и сказал, что сегодня на судно в 18.00 прибудет советская власть. Принять по всем морским обычаям гостеприимства. Большинство экипажа разъехалось по домам, на судне была только вахтенная служба.

В кают-компании накрыли стол на десять человек. Повар приготовил закуски, хорошее второе, буфетчица сервировала стол как положено, напитки: ‘Столичная’  и капитанский ‘Наполеон’. К назначенному времени подъехали два автобуса старинного типа. Из них стали выходить люди в одинаковых светлых габардиновых плащах , но в разного цвета фетровых шляпах . Я позвонил капитану, и Александр Николаевич спустился из каюты к трапу.

--------Ну, ‘советская власть’, заходите не стесняйтесь, чего там мнетесь.

--------Александр Николаевич, здравствуйте, рады тебя видеть, после стольких лет, да уже 1959 , а кажется война-то недавно была.

-------- Поднимайтесь, поднимайтесь на пароход океанский, хоть посмотрите.

---------Чего это Вы все одинаково одеты в габардиновые плащи и шляпы.,?

---------Александр Николаевич, ведь мы прямо с работы. А нам это в своем магазине продают. Сейчас самое модное габардиновый плащ и шляпа, все ЦК в Москве так одето.

Капитан провел их с ходового мостика до машины, затем все удивились глубине трюмов, размерам главного двигателя и вернулись в кают-компанию. Один из них передал письмо секретаря Горкома КПСС по Ленинграду и ленинградской области Николая Сергеевича Смирнова, в котором он просил извинения перед всеми товарищами за отсутствие на этой встрече в связи со срочным вызовом в Москву на пленум ЦК КПСС, но оставляет за собой право принять всех в Горкоме . ----------Садитесь, дорогие товарищи, за общий стол, как когда-то мы сидели в нашей казарме на Литейном проспекте. Давайте, поднимем первый тост за тех, кто не вернулся через нейтральную полосу в родные окопы с задания, но обеспечил прорыв остальной группы

Александр Николаевич был в форме капитана дальнего плавания с боевыми орденами: Ленина и Красного Знамени, Красной Звезды, медалями : За отвагу, За Оборону Ленинграда, За Победу над Германией. Он сидел на своем капитанском месте во главе стола, как такой же победитель, как все остальные, но он все таки был первый.

После третьей рюмки пошли воспоминания, и каждый хотел вспомнить своих товарищей погибших в бою.

Александр Николаевич, а помнишь, как ты немца на лошади притащил. Тогда мы думали, Вас всех убило, связи с Вами не было уже три дня.

Да, в январе 1942, мы перешли нейтральную полосу удачно, до деревни Путилово добирались три дня и только ночами. Нужно было взорвать топливные баки и штаб.

На второй день немцы, проезжая мимо леса, где мы залегли , дали наугад несколько автоматных очередей и две пули убили пианистку- ,/ радистку /, и две Вихрова-взрывника.

Мы остались в троем. Решили идти дальше. На третий день добрались до Путилово, сняли часовых , подложили мины под топливные баки и помещение штаба. Повезло, что немцы у кого-то отобрали сани с лошадью, она стояла у штаба. Мы рванули мины и ходу на санях из деревни. Немцы нас и не видели, и мы не видели, что там осталось. Но пожар был большой, там было топливо для танковой бригады. Пробирались лесом на санях сколько могли. Но дальше не пройти, отвязали лошадь от саней, умное животное само найдет дорогу. Пошли лесами , снегу по пояс, ночью рисковали идти дорогой. Немцы ночью не ездят. Днем опять в глубь леса. Подошли к нейтральной полосе. Нужно пройти между двумя немецкими постами на пригорках. У них прожектора, трассеры пускают. Лежим между пригорками, пойдем, нас в раз положат. А тут по нейтральной полосе брошенная белая лошадь ходит. Вот если за ней нейтралку, / нейтральную полосу/, перейти. Вдруг, смотрим ,немец идет по тропинке дунувши и что-то бормочет. В начале подумали, пусть пройдет, но сердце разведчика не выдержало – взяли мы его и немного стукнули, чтобы не заорал, и кляп воткнули. Тут лошадь подошла, и кусты грызет, а у меня остатки хлеба были. Она на запах хлеба и подошла . Мы решили раздеть немца до нижнего белого белья, бросить его поперек лошади, надеть на него мой белый масхалат, привязать его к лошади , чтобы не свалился  и под прикрытием лошади перейти нейтралку. Документы немца я забрал, и на фоне серого неба человека на лошади видно не было. Начинало темнеть быстро,. и наша лошадка, кушая мой хлебец, пошла с нами вперед. Так под ее прикрытием мы почти добрались до наших окопов, когда оттуда кто-то начал стрелять. Тут , ребята, я выдал ему такой мат своим охрипшим голосом:

------Ты, сука, cморчек вонючий из уборной. Если еще раз стрельнешь, я тебе твою ‘пукалку’ в ж—пу вставлю и стрелять по немцам заставлю. Чему тебя учили гада на курсах молодого бойца. Прежде хлебало открой, и заори –кто идет. Нет, ответа стреляй воздух , но лучше из ж-пы. Мудак не обученный. В господь бога и двенадцать его апостолов и святителей е—мать.

Там перестали стрелять, а затем раздалось: 

------А, ну ищо разок повтори !.

!--- Ну я выдал тоже , да еще добавил, что ноги из ж-пы надо за не знание устава у такого раз----ебая выдернуть.--- Оттуда раздалось—точно это наши, все наши слова знает, ругается красиво, как наш ротный, а он хлотский ,/флотский/, на хлоте служил. Колька, беги за командиром, помочь им надо. Так мы со спасительницей нашей добрались до своих. Прежде, всего, сняли немца и оживили. У нас в запасе был спирт не использованный, так я ему свои два глотка влил , он и очухался. Затем подскочили наши ребята из “Смерша.” Немец оказался очень дельный, как оказалось, он из штаба полка ходил к своему близнецу на передовую в гости со шнапсом. Он был столь ценный, что его сразу же отправили в разведку фронта. Его информация оправдалась, и меня тоже не забыли. С тех пор Абакумов и назвал меня пиратом ,и стало оно моим позывным. Спасительница наша долго не нажила, сена нет, кормить нечем, хлеба солдатам не хватает, прирезали ее и суп сварили. Многим она жизнь спасла.

--------Александр Николаевич, а куда Вас забросило после снятия блокады.?,

---------Открылся ребята второй фронт, и Америка стала помогать нам техникой и продуктами. Понадобились моряки для доставки его через океан на Дальний Восток. В 1944 году я принял пароход в Сан-Франциско, груженный танками и автомашинами на Владивосток.

Япония, хотя участия в войне не принимала, но наши пароходы с Америки встречала подводными лодками и топила. Мне удалось проскочить, я по рекомендации Москвы не плавал, а ходил длинным путем, куда их подводные лодки редко заходили. Закончил войну в 1945 и вернулся к себе домой в Ленинград. Сейчас работаю капитаном на таком вот судне. Давайте, еще выпьем рюмку за Николая Сергеевича Смирнова, он прислал нам свое извинение, и приглашает в Горком после пленума ЦК КПСС в Москве.

 Встреча закончилась, все расцеловались напоследок, некоторые прослезились, мы с капитаном проводили их до автобусов и ветераны – работники районных исполкомов советской власти Ленинграда убыли по домам.

Александр Николаевич поднялся на судно и ушел в свою каюту. Дверь была открытой, он сидел в задумчивости в капитанской форме с орденами и вспоминал своих погибших товарищей. Я проходил мимо , и он остановил меня:

-----Зайдите, Сергей Николаевич. Садитесь. Хотите, я Вам расскажу, как погибла красивая девушка Катюша Громова. Катюша была москвичка, занималась парашютным спортом, училась в архитектурном институте и после специальных курсов была взята радисткой в нашу группу. Я не хотел брать такую девушку, уж больно она была красива. Но направили к нам и все. Тянуло меня к ней, да и она меня полюбила. Мне было тридцать лет, женат я не был, я пришел в отряд из торгового флота, где уже дослужился до старшего помощника капитана. Первый раз сходили в тыл, все удачно, в деревне расстреляли полицаев и предателей, взорвали несколько километров рельсов. Удачно перешли нейтралку туда и обратно без потерь. Положен отдых. Все чувства в период войны, как-то обострялись, видимо, смерть ходила рядом. Наша любовь разгорелась, как спичка. Никуда в отряде не спрятаться, все все знают, и все понимают. Никто не осуждает. Наш отряд стоял в лесочкев тылу. Мы и девчата жили в разных землянках и продолжали учебу по специальностям. Кормили неплохо, чтобы силенка была на марш бросок до пятидесяти километров. Многие ребята были спортсмены из институтов. Наш второй бросок за линию фронта был в конце июля. Наша группа разгромила три комендатуры в деревнях, где немцы насаждали свою власть, взорвали один состав и возвращались домой. Пианистка- радистка всегда идет в середине отряда, а тут почему-то она оказалась последней. Немцы шли за нами по пятам, и на открытой поляне одна очередь из ‘шмайсера’, пущенная немцем наугад, попала в спину Катюши. Слышу, она ойкнула и упала. Мы столпились вокруг нее, перевернули на спину, разрезали комбензон.

Три пули в районе позвоночника и обильное кровотечение. Наложили бинты, я взял ее на спину, рация была повреждена, и я хотел ее уничтожил. Задание выполнено, а нейтралку как- нибудь перейдем. Слышу она мне шепчет на ухо :

----- Сашка, Пират мой любимый, это все. Ног не чувствую, сознание теряю. По законам отряда оставьте мне две лимонки и мой пистолет с одним патроном. Уходите, а то Вы со мной все погибнете. Немцы шли за нами по пятам, и был слышен лай их собаки.

Что было делать, она была права. Я не мог рисковать людьми и теми данными, которые мы с таким трудом добыли. Мы прошли еще метров сто и сделали пяти минутный привал. Никто не смотрел мне в лицо, и отворачивали глаза от моего взгляда. Каждый из четырех понимал, что мне нужно принимать решение. Я положил Катюшу у молодой березки, положил маскхалат под голову. Она сказала :

----- Прощайте ребята, вернитесь домой живыми. Идите, дайте мне с Сашкой- Пиратом поговорить.

Ребята отошли метров на пятьдесят и стали меня ждать.

------Ну, прощай мой Сашка-Пират, оставь мне две лимонки и пистолет с одним патроном, лимонки соедини вместе на моем поясе и веревочку от кольца дай мне в руки. Разбитую рацию дай мне под бок, тогда они ко мне точно бросятся. Давай поцелуй меня напоследок, так жарко, как ты целовал меня в лесу неделю назад. Спасибо тебе за твою любовь и минуты счастья, что мне подарил. Не забывай меня мой любимый. Помни нашу брусничную поляну , где мы были так счастливы. Запомни меня такой молодой и красивой.

Слезы текли из моих глаз и смешивались с ее, я ее поцеловал, она махнула рукой. Прощай мой любимый Сашка-Пират, иди и не оборачивайся. Я пошел догонять ребят. Не помню, как я шел вперед, минут через двадцать раздалось два взрыва. Катюша подвела черту своей жизни. Я шел автоматически вперед. Больше не слышно было лая немецкой овчарки. Видимо, Катюша дождалась подхода немцев с собакой и их уничтожила, чем спасла нас. Мы благополучно перешли нейтралку у деревни Князево на Синявинских болотах и добрались до своего отряда. Все в отряде вспоминали и жалели Катюшу. Больше я в свой отряд радисток не брал. У меня прекрасная жена, сын, но память о Катюше Громовой нахлынет иногда временами, особенно после встречи с друзьями по отряду, с которыми прошла молодость.

То, что я Вам сейчас рассказал, никому не рассказывайте. Это иногда бывает нужно поговорить с посторонним человеком, выплеснуть тяжелые, но прекрасные, чистые воспоминания, которые случились в твоей жизни. Идите, занимайтесь службой, вызовите пожалуйста у диспетчера дежурную машину, чтобы подбросить меня до дому. Если будут вопросы по работе, немедленно звоните. Завтра буду утром к 09.00 .

Дежурная Волга пришла через пятнадцать минут, я проводил капитана до машины и капитан уехал . Выгрузка шла своим чередом. Вахта на палубе и в машине была на местах. Я сел в каюте и задумался о том, что было в этих людях, прошедших великую войну, не раз смотревших смерти в лицо, честность, порядочность, любовь к родине, готовность отдать жизнь за товарища ради выполненного приказа. Видимо, на войне по другому жить было нельзя. Они прошли всю Европу до Берлина. Хотелось слушать рассказы этих людей. Они еще не называют себя ветеранами, им еще далеко до шестидесяти лет. Они занимают многие руководящие места. Что интересно будет дальше, когда их не будет. Мы еще сделали два рейса под руководством капитана Чмутова, и на судно после отпуска вернулся наш постоянный капитан Володин Виктор Николаевич. Он был прекрасный капитан, но хотелось мне бы плавать с Александр Николаевичем. Сдача дел прошла быстро, и мы, всем экипажем, вышли к трапу проводить Александра Николаевича. Дежурная машина диспетчера пароходства стояла у борта . Мы поднесли его походный чемоданчик в машину, он со всеми простился, поблагодарил за работу и уехал на свой пароход, который выходил с ремонта с Канонерского Судоремонтного завода , расположенного на реке Неве, недалеко от управления пароходства. Каждый капитан судна оставляет в коллективе моряков память о своей работе, требованиям к экипажу, его знания и культура передаются морякам. Александр Николаевич долго командовал теплоходом “Сестрорецк”, работавшим на линии Ленинград –Гамбург- Антверпен- Ливерпуль- Ленинград. После тяжелого осеннего рейса в 1972 году он не сходил с мостика несколько суток. Он привел судно в Ленинград ночью, очень устал и прилег на свой диван отдохнуть. Во сне случился инфаркт, и он умер. Сердце моряка не выдержало всего перенесенного за войну , за множества бессонных ночей на мостике в туманы и штормы. В память о капитане был назван теплоход “Капитан Чмутов” Балтийского Морского Пароходства, которое ходит по всем морям и океанам. Многие моряки, кто с ним плавал, помнят капитана Александра Николаевича Чмутова -- опытного моряка, прекрасного человека с хорошим юмором, на которого многим морякам хотелось бы быть похожим.

 К О Н Е Ц



Назад в раздел



Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru