После смерти матери от скарлатины в 1895 г. Аглаида (Аделаида) Павловна Ухтомская поступила своекоштной пансионеркой в Смольный институт благородных девиц. За неё по просьбе отца, находившегося в то время военно-морским агентом в Лондоне, ходатайствовал дядя – коллежский советник Александр Петрович Ухтомский. До поступления Аглаида обучалась в Кронштадтской гимназии Министерства народного образования, была там первой ученицей, свободно владела французским и немецким языками.
Из Института Аглаида Павловна вышла домашней наставницей и сразу же в 1897 г. поступила на специальные педагогические классы при Институте, которые успешно окончила в 1899 г. с дипломом преподавателя.
16 апреля 1903 г. Аглаида Ухтомская венчалась в церкви Морского кадетского корпуса с лейтенантом Николаем Павловичем Остелецким-2.
(Источники: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 114. Д. 5067; Ф. 361. Оп. 2. Д. 6844.)
На 1909 г. – подпоручик 148-го пехотного Каспийского полка. Участник Первой мировой (Великой) войны в составе лейб-гвардии Измайловского полка; был контужен; награждён орденами Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (1915) и Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1916). На 19 апреля 1917 г. – капитан.
Петра Павловича Ухтомского дважды арестовывали – в 1919-м и 1921-м годах. 29 января 1925 г. он был вновь арестован по «Делу лицеистов» (официально – «Дело № 194Б» или «Дело воспитанников», «Союз верных», «Контрреволюционная монархическая организация»).
Пётр Ухтомский выступил инициатором создания «Лицейской кассы», существовавшей до революции в виде кассы взаимопомощи, для поддержки бывших лицеистов, проживающих большей частью в Ленинграде.
Пётр Павлович Ухтомский расстрелян в Ленинграде 2 июля 1925 г. Его жена – дочь инженера и архитектора, генерал-майора И.О. Рубана (1837–1888) – Лидия Ивановна Ухтомская (1894 – после 1960) постановлением Коллегии ОГПУ от 22 июня 1925 г. по «Делу лицеистов» была лишена права проживания в шести населённых пунктах и губерниях на три года.
Всего по «Делу лицеистов» было осуждено более восьмидесяти человек (реабилитированы 31 января 1994 г.).
Через несколько лет после смерти супруги Нины Константиновны князь Павел Петрович Ухтомский обвенчался с Ольгой Николаевной Чичаговой (9 августа 1879 – 19 марта 1953), дочерью генерал-лейтенанта. Он был старше жены на 31 год, а его дочь Аглаида моложе Ольги на год.
Княгиня Ольга Николаевна Ухтомская была прелестна. Известно, что ей посвящён «Ольга-вальс» известного украинского композитора Л.И. Чернецкого.
25 декабря 1898 г. Ольга Николаевна Ухтомская родила дочь Нину, 12 декабря 1903 г. – дочь Ольгу.
.
Приведены в некрологе и обстоятельства неудачного прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток в 1904 г., которые «черной тучей совершенно несправедливо легли над именем и всей дальнейшей деятельностью» П.П. Ухтомского:
«…В самый критический момент боя броненосец „Цесаревич“, на котором находился адмирал Витгефт, поднял сигнал: „Адмирал передает командование!“ Сейчас же на „Пересвете“ кн. Ухтомский приказал поднять сигнал: „следовать за мной“, желая соединить эскадру и вести ее дружной атакой в бой. Но в этот роковой момент порядок русской эскадры был уже нарушен: сигнал, привязанный флаг-офицером к поручням мостика, так все мачты на „Пересвете“ были сбиты, и его не на чем было поднять – остался роковым образом судами незамеченным и неисполненным.
Ночь застала русские суда идущие по разным направлениям. К „Пересвету“ присоединились только „Победа“ и „Полтава“, как и „Пересвет“ оба сильно поврежденные.
Не считая возможным дальше движение во Владивосток только с тремя уже сильно поврежденными кораблями, с почти израсходованными снарядами, вновь, с той же эскадрой адмирала Того и второй свежей эскадрой адмирала Камимуры, сторожившей Корейский пролив Цусимы, начальник расстроенной эскадры вынужден был вернуться в Порт-Артур.
Офицеры „Пересвета“ помнят своего адмирала, в разгар боя пренебрегшаго броней боевой рубки».
14 октября 1910 г. на первой странице газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (№ 230) сообщалось: «Сегодня, в 9 ½ час. утра, с Николаевскаго вокзала (платформа прибытия №7) последует вынос тела скончавшагося в своем имении Ненашево, Тульской губ., вице-адмирала в отставке Павла Петровича Ухтомскаго для отпевания и погребения в Св.-Троицкой церкви на Смоленском кладбище».
Разрешение на захоронении князя Ухтомского в Санкт-Петербурге было дано Тульским Губернатором.
(Источник: ГАТО. Ф. 93. Оп. 3. Д. 292. Л. 506 об.-507.)
Павел Петрович Ухтомский похоронен (а не скончался, как указано в ряде источников) 14 октября 1910 г. на Смоленском православном кладбище. Документального подтверждения, что П.П. Ухтомский похоронен именно в усыпальнице Святой-Троицкой церкви, не найдено.
Согласно завещанию князя П.П. Ухтомского всё его движимое и недвижимое имущество наследовали дочь и сын от первого брака «в равных между ними частях».
(Источник: ЦГИА СПб. Ф. 268. Оп. 2. Д. 699. Д. 700.)
V
В начале Первой мировой войны, с июля 1914 г., вдова князя Ольга Николаевна Ухтомская стала сестрой милосердия в Собственном лазарете Государыни императрицы Александры Фёдоровны № 3 при Царскосельской Общине сестер милосердия Красного Креста (он был устроен при Дворцовом госпитале в Царском Селе).
По сообщению краеведа Т.Ю. Бровкиной, зав. Музеем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии (г. Пушкин), княгиня О.Н. Ухтомская в 1913–1915 гг. проживала в Царском Селе на Церковной улице, д. 20 (в доме жены инженер-полковника А.И.Пронченковой), затем, в 1916–1917 гг., в доме Петровских на Малой ул., д. 38.
Ольга Николаевна Ухтомская.
Фото 1910-х годов из семейного архива.
29 января 1917 г. в Николаевской гарнизонной церкви Павловска (Церковь Св. Николая Чудотворца воинского гарнизона г. Павловска в память императора Павла I) Ольга Николаевна Ухтомская обвенчалась с К.Г. Маклаковым.
(Источник: ЦГИА. Ф.19. Оп.128. Д.1979. Л.165-182 об.)
Константин Георгиевич Маклаков (1890 – 28 октября 1938) родился в Санкт-Петербурге; русский, дворянин. Окончил Пажеский корпус в 1912 г., выпущен в Лейб-гвардии 4-й стрелковый полк. Капитан лейб-гвардии Преображенского полка, в 1914 г. – на фронте; в 1915 г. награждён орденами Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й ст. с мечами.
Вероятно, княгиня Ольга Николаевна Ухтомская, выйдя замуж за Маклакова, который был гораздо моложе её, пыталась спрятаться за другую фамилию. Именно так поступила её старшая дочь Нина.
Нина Павловна Ухтомская окончила Смольный институт благородных девиц и в 1916 г. была принята на службу в Генеральный штаб.
Выпускницы Смольного института. Архивное фото 1917 г.
В 1917 г., опасаясь преследований, она поменяла фамилию и стала Сергеевой, – дочерью машиниста, который её удочерил; в её документах появилась и новая дата рождения – 1902 г.
Нина Павловна была замужем дважды, родила в 1925 г. дочь Ирину (по отцу Казакова, по мужу – Жигунова), сыновей Ростислава и Валентина (по отцу Седлецкие).
Нина Павловна Седлецкая (урожд. Ухтомская).
В блокадном Ленинграде Нина Павловна жила с детьми в доме № 3 на ул. Красной Конницы, у Промакадемии им. С.М. Кирова. В здании академии располагался госпиталь № 28, где работал муж Нины Павловны доктор В.Л. Седлецкий и её 16-летняя дочь Ирина (она была санитаркой). 19 сентября 1941 г. вследствие налёта вражеской авиации в здании госпиталя произошёл пожар, приведший к большому числу жертв: это был один из первых случаев массовой гибели людей от бомбардировок в блокадном городе. Доктору Виктору Лукьяновичу Седлецкому удалось затем отправить свою семью в эвакуацию.
Нина Павловна Седлецкая скончалась в 1978 г., похоронена на Богословском кладбище. (На памятнике датой рождения указан 1902 г.)
В одной могиле упокоены: муж Нины Павловны – Заслуженный врач РСФСР Виктор Лукьянович Седлецкий (1904–1969), сыновья – Заслуженный врач РФ Валентин Викторович Седлецкий (1936–2018) и Ростислав Викторович Седлецкий (1931–2024), кандидат химических наук, до выхода на заслуженный отдых работавший в НИЦ «Курчатовский институт».
Захоронение Седлецких.
Санкт-Петербург, Богословское кладбище. Сентябрь 2024 г.
Внук Нины Павловны – Евгений Григорьевич Жигунов (он родился в 1947 г., как и бабушка 25 декабря) – помнит, как в детстве она водила его в ВВМУ им. М.В. Фрунзе на новогодние праздники, и офицеры училища старшего поколения знали, что он – правнук вице-адмирала Павла Петровича Ухтомского.
Младшая дочь Ухтомских – Ольга Павловна Ухтомская – в 1915–1916 гг.обучалась в Петроградском училище ордена Св. Екатерины (Екатерининский институт благородных девиц): окончившим двухгодичные классы училища и сдавшим экзамены предоставлялось право работать домашними учительницами. Обучалась она и музыке.
(Источник: ЦГИА СПб. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2126.)
Ольга Павловна была женой Александра Владимировича Чермоева. В 1930-е годы Ольга Чермоева служила зав. личным столом на 4-й автобазе в Москве, где и была арестована 23 декабря 1933 г. Ей было предъявлено обвинение (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР) по групповому «делу о контрреволюционной организации „Православный центр, 1934 г.“»: «материальная помощь, организация помощи заключённым, устройство побега из ссылки игуменьи Мансуровой Наталии Борисовны».
О.П. Чермоева пребывала в Доме предварительного заключения в Ленинграде, виновной себя признала. 25 февраля 1934 г. тройкой при ПП ОГПУ по ЛенВО она была лишена свободы на три года. 26 февраля 1935 г. прибыла в Ухтпечлаг (Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь, Республика Коми), откуда освобождена 22 июля 1936 г. Сведениями о дальнейшей судьбе Ольги Павловны семья с 1937 г. не располагала (вероятно, она вновь попала под каток репрессий).
(Источник: Ленинградский мартиролог. Из материалов к IV тому. БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Республики Коми.)
Муж Ольги Павловны – Александр Владимирович Чермоев (1898 – 13 декабря 1937) – сын Георгиевского кавалера и героя Первой мировой войны генерала Владимира Александровича Чермоева (род. 23 февраля 1866), расстрелянного по делу «Весна» («Гвардейское дело») в Ленинграде, предположительно, в 1931 г.
Только в Ленинграде по этому делу (оно находилось под личным контролем Сталина) было расстреляно свыше тысячи человек.
Александр Владимирович Чермоев был арестован 28 октября 1937 г. и приговорен (ст. 58-10, 58-11) к высшей мере наказания. До ареста он трудился электромонтёром в мастерской связи.
(Источник: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Республики Башкортостан.)
Муж Ольги Николаевны Маклаковой – Константин Георгиевич Маклаков – в начале 1920-х гг. преподавал военные науки в Институте инженеров путей сообщения в Ленинграде. 25 января 1931 г. был арестован как «участник контрреволюционной офицерской организации» по делу «Весна», приговорён к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтижемлаг. 7 марта 1938 г. был там арестован. 28 октября 1938 г. приговорён (ст. 58-10 УК РСФСР) «тройкой» при УНКВД Коми АССР к высшей мере наказания. В тот же день Константин Маклаков был расстрелян.
(Источник: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Республики Коми.)
Ольга Николаевна Маклакова.
Ольга Николаевна Маклакова скончалась 19 марта 1953 г. в возрасте 73-х лет. В ответе на наш запрос о месте её захоронения историк Е.В. Ников (СПб ГУП «Ритуальные услуги») сообщил, что в документах «Архива по учёту захоронений на кладбищах Ленинграда – Санкт-Петербурга» имя Ольги Николаевны Маклаковой (Чичаговой, Ухтомской) не значится.
VI
Свято-Троицкая церковь Смоленского православного кладбища, в цокольном этаже которой располагался Михайловский придел с усыпальницами, была закрыта властями в феврале 1932 г., летом того же года снесена и на её фундаменте построена мастерская. Не сохранили и захоронения начала XX века, располагавшиеся в непосредственной близости к Свято-Троицкой церкви.
В 1932 г. начал раскручиваться маховик репрессий в отношении лиц духовного звания: Союзом воинствующих безбожников во главе с Ем. Ярославским был объявлен лозунг о необходимости «забыть имя Бога» в СССР к 1 мая 1937 г.
Среди жертв режима – преподобномученица Мария Гатчинская (1874–1932), упокоенная на Смоленском православном кладбище. (В 2007 г. после канонизации её святые мощи были перенесены в Павловский собор в Гатчине.) В марте 1935 г. из Ленинграда было выселено 218 священников вместе с членами их семей; тогда же высланы из Ленинграда три священника в разные годы служившие на кладбище в церкви Смоленской иконы Божией Матери: иерей Симеон Никиташин, протоиереи Алексий Кляровский и Анатолий Пенкин; в 1938 г. расстреляны священники храма Смоленской иконы Божией Матери – настоятель храма (1919–1921) протоиерей Алексий Западалов и протоиерей Константин Бандиков, служивший в храме с 1910-х по 1937 гг.
На месте уничтоженной Свято-Троицкой церкви на Смоленском православном кладбище возведён монумент-часовня с памятной мемориальной доской: «На сем месте находился главный престол храма во Имя Святой Живоначальной Троицы, построенного по проекту архитектора В.Т. Кульченкова и освященного в 1831 г. В 1932 г. храм был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти. Сия памятная часовня возведена в 2001 г.».
10 октября 2024 г. нашим другом о. Михаилом Тагановым на Смоленском православном кладбище отслужена лития
в память П. П. Ухтомского и членов его семьи.
Сёстры Ухтомские – Нина и Ольга – приходились внучатыми племянницами митрополиту Серафиму (Л.М. Чичагов).
Митрополит Серафим (Леонид Михайлович Чичагов) (1856–1937) был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г. в Москве. 82-летний владыка не мог передвигаться самостоятельно, его вынесли из дома на носилках и доставили на машине «Скорой помощи» в Таганскую тюрьму. Он не признал ложных обвинений в «контрреволюционной монархической агитации» и 11 декабря 1937 г. был расстрелян на полигоне НКВД в п. Бутово. В 1997 г. митрополит Серафим причислен РПЦ к лику святых как новомученик.
Т. В. Акулова-Конецкая
2024 г.
Захоронение матери Павла Петровича Ухтомского
на Смоленском православном кладбище.
Надпись на памятнике:
«Княгиня Елизавета Арсеньевна Ухтомская скончалась 19 ноября 1876 г.».
Здесь же захоронения: князя Дмитрия Ухтомского (? – июнь 1879),
Нины Константиновны Ухтомской (сконч. 1 июня 1895),
князя Николая Ухтомского (5 августа 1902 – 23 марта 1903).
На Смоленском кладбище в семейном склепе покоятся
дед и бабушка О.Н. Маклаковой:
генерал-майор Михаил Никифорович Чичагов (1819– 1866) и
Мария Николаевна Чичагова (урожд. Зварковская) (1819–1894);
её родители:
генерал-лейтенант Николай Михайлович Чичагов (1852–1910) и
Александра Григорьевна Чичагова (урожд. Дружинина) (1855–1914).
Верующие приходят к усыпальнице Чичаговых, чтобы помолиться об упокоении и
митрополита Серафима (Л.М. Чичагова).
Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.