Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

30.03.2024

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО

ЛЮБИМ. ПОМНИМ. ЧИТАЕМ

В.В. Конецкий. Фото из семейного архива писателя

ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ КОНЕЦКИЙ
(6 июня 1929 – 30 марта 2002)

ЛИДИЯ СИКОРСКАЯ
ДО ДНЕВНОГО СВЕТА ВОСЕМЬДЕСЯТ МЕТРОВ
СТЫЛОЙ ВОДЫ

 «Самое трудное в жизни – уметь чего-нибудь по-настоящему хотеть...» 
Виктор Конецкий

Сегодня узнать биографию знаменитого писателя не составляет большого труда. Набрал в поисковой системе интернета ключевые слова и мигом получишь информацию: когда родился, где учился, чем занимался, что написал.
Но любые данные о человеке, без глубокого личного с ним общения – ничего не значат.
А если человек ещё и писатель-моряк?
На этот вопрос отвечу прямо: надо подружиться с его героями! И вот с этими героями, забросив все рутинные и скучные дела, надо отправиться в путешествия, побывать с ними в разных передрягах, не раз пережить девятый вал и семь футов под килем.
Вот тогда, да и то не факт, сможешь хоть чуть-чуть, хоть одной ногой стать с писателем на одну палубу его великой литературы, позволяющей расправить паруса немыслимой романтики и невероятных приключений во всю ширь бесконечного и непостижимого Океана.
«Что здесь особенного?!» – скажите вы. Чаще всего за «перо» берутся люди, у которых основная профессия была связана с морем, кораблями, рисками и общением с большим количеством интересных людей. Но писатель-маринист – это намного шире, чем может казаться, это особенное явление в литературе.
Они «айвазовскими» красками создают шедевры.
Само слово «маринист» имеет чёткое значение, это – художник, который пишет море.
И ещё одно прекрасное сравнение просится само собой. Писатель, который решил писать о море, должен стремиться стать «флагманом» на этом поприще. Иначе море не поймёт. Оно просто не примет написанное им. И со временем весь труд исчезнет или канет в бездну.
Самое важное у писателя-мариниста – это его ГЕРОИ – Человек Моря и Корабль! Так и напишем их с большой буквы, потому что Человек Моря без своего Корабля просто не существует!
Я не знаю ни одного писателя, который бы уделял столько внимания этому симбиозу – Человек Моря и Корабль, как Виктор Конецкий. У него эти два понятия сливаются в одно. Человек становится Кораблем, а Корабль – Человеком, потому что друг без друга они существовать не могут.
С творчеством Виктора Викторовича я столкнулась впервые, когда еще школьницей увидела фильм «Полосатый рейс». Я тогда была в пятом классе. Гарнизонная детвора, отпрыски Героев Моря, собрались в клубе, чтобы посмотреть комедию, сюжет которой разворачивается на торговом судне, перевозившем тигров.
Возвратившись домой, я тогда впервые задумалась: какая, оказывается, есть профессия – укротительница тигров! Некоторое время мне просто мерещились в голове фантазии, в которых видела, как я вхожу в клетку к хищникам, а они дрожат от страха.
Тогда я ещё не знала, что с автором весёлой комедии жизнь меня столкнет не один раз. И, как я сейчас понимаю, не просто так. Наши с ним встречи – читателя и писателя – скорее напоминали сюжет, в котором любой человек может оказаться, когда накатывают невзгоды и разного рода передряги. И вот с этими тянущими вниз переживаниями, барахтаешься один, как утопающий в море: сил и надежды нет. И вдруг на горизонте виднеется огромный корабль, который идёт к тебе, с каждой милей приближая твое спасение.
Писать о Конецком я могу долго. Моя любовь к его прозе сильна, потому что в ней есть свежесть и чистота, глубина и красота обыденной жизни не простых людей, которые посвятили себя преданному служению Флоту.
У Виктора Викторовича присутствовал умный взгляд на жизнь через лёгкий прищур внешне ироничного, но глубоко чувствующего и легко ранимого человека, он обладал удивительным талантом – понимать на интуитивном уровне одиночество моря. А одиночество, как известно, самый лучший способ заставить человека думать.
Два года назад, свалившись с температурой под сорок от гриппа, я была вынуждена на некоторое время «пришвартоваться» к родной «пристани» под названием Дом. Болезнь набирала обороты и весь мой организм требовал необычного лекарства, которое облегчило бы моё состояние. На таблетки я уже не уповала. Я знала, что стоит мне только начать читать захватывающую книгу о море, как мне сразу станет легче.
В тот раз мой выбор упал на фильм – «Завтрашние заботы», снятый Александром Аравиным в 2004 году (премьера состоялась лишь в 2014-м).
Четыре серии о русских моряках, проявивших храбрость, отвагу и силу воли при перегоне судов рыболовецкого флота из Архангельска на Камчатку через Северный Ледовитый океан в 1955 году.
К концу фильма у меня не только упала температура, но и поднялось настроение и улучшился аппетит, и всю ночь мне снились корабли, штормы и во сне я слышала МУЗЫКУ.
Что интересно. Музыку к этому фильму написал известный композитор Александр Зацепин. И какую!
Где-то через полгода, я ехала домой после работы и «гуляла» в интернете. Неожиданно телефон начал глючить и на экран стали выползать кадры из этого фильма и музыка. Некоторое время я даже пыталась сбросить появившийся ролик, но ничего не получалось. Музыка Зацепина явно хотела мне что-то сказать. Так, от станции метро Домодедовская до станции Кузьминки я оказалась в плену мелодии, которая не отпускала. Удивительно, когда пришла домой, то мне понадобилось несколько минут, чтобы записать стихи, которые пришли сами собой:

Какое море в нас живёт с тобой?
Не уместить его в один прибой.
Не рассказать о нём, не объяснить,
Что это море – есть вся наша жизнь.
Приду на берег я своей судьбы,
Где в кораблях живут мои мечты.
Они зовут с собой, куда-то вдаль,
Ведь, для меня они – СВЯТОЙ ГРААЛЬ...

А через пятнадцать минут я уже искала возможность связаться с Зацепиным, чтобы получить разрешение на запись песни на его музыку. В данный момент композитор проживает в Швейцарии, и я послала ему письмо. К своему удивлению на следующий день получила ответ: «Дерзайте!».
Так появилась песня «Море – наша жизнь!».
Когда происходят такие случаи, то хочешь ты этого или нет, но начинаешь верить, что случаются они не просто так. Соприкасаясь с истинной литературой и искусством, весь организм начинает наполняться необыкновенной энергией, и она ищет выход в личном творческом проявлении. И ты получаешь двойное удовольствие, которое возрастает от того, что ты на каком-то энергетическом уровне начинаешь общаться с ГЕНИЕМ!
Конецкий не просто был профессионалом (моряком и писателем), но ещё и интересным, эрудированным человеком со сложной и интересной судьбой, имеющим свой взгляд абсолютно на всё.
Морских писателей ТАКОГО уровня уже не наблюдается на протяжении длительного периода в нашей стране, я бы даже сказала, что их вообще на сегодняшний день нет. Да простят меня современные писатели-маринисты, но ниша Конецкого пока свободна.
Конецкий интересен во всем: в ранних рассказах, в творениях зрелого мастера, в размышлениях усталого немолодого человека.
Один из почитателей его таланта, сказал потрясающую фразу, точнее его уже и не скажешь: «Проза Конецкого, как времена года, – каждая строчка, каждая страница, каждая глава – на своем месте в календаре жизни».
Виктор Викторович не оставлял и своей детской мечты стать художником: он много рисовал акварелью, изображая любимый Ленинград, пейзажи Арктики и северных морей.
В 2000 году 12 августа в Баренцевом море погибала подводная лодка К-141 «Курск». Вся страна замерла тогда в надежде, что произойдет чудо и удастся спасти экипаж.
Тяжело больной Конецкий, превозмогая боль, нашел в себе силы встать и взяться за краски. Он писал картину «ПЛ идёт домой»… Огромное солнце поднимается над лодкой, словно свет маяка, который ведёт корабль домой, где ждут родные и близкие, где ждёт усталая от перестроек и разрух страна.
Когда я впервые увидела эту картину – не могла сдержать слёз.

Мы молча шли. Ни слова,
Как можно дальше затолкнув слезу.
А море хмуро и сурово.
Венок бросаем на волну.
Произошло. Случилось. Точка.
Погиб весь экипаж. Фамилии по списку,
И с ними вместе лодка,
У порта вечности приобрела прописку.
Сегодня пишут книги, ролики снимают,
Под версией – «а что не поболтать»,
И только те, кто службу знают,
Перекрестившись, молча у икон стоят.
Слова возвратны бумерангом,
Злословье – тяжкий, непомерный грех.
Пред смертью нам не хвастать рангом,
Там все равны, там одинаковый ночлег.

Виктор Викторович умер через полтора года после этих событий. Его убил разрушенный и почти полностью уничтоженный Флот, частью которого являлся и он.
Конецкий по окончании Первого Балтийского высшего военно-морского училища (позже ВВМУПП им. Ленинского Комсомола) был направлен на Северный флот в аварийно-спасательный дивизион.
Спасать корабли и наши души – было его предназначение.
Часть своих детских воспоминаний он отдал отчасти вымышленному персонажу – Петру Ивановича Ниточкину, который, кочуя из рассказа в рассказ, ребёнком переживает войну и блокаду, а вырастая, становится капитаном на танкере в Одессе. Живой и очень яркий персонаж просто врезается в память, словно ты впервые увидел близко атомоход.

…В одном из гарнизонных клубов на Камчатке, силами жен моряков, на сцене был сделан кукольный спектакль «Засмотревшиеся на облака» по повести Виктора Конецкого «Кто смотрит на облака». Этот случай вошел в мою повесть «Там, где встречаются ветра».

«Мест в Доме Офицеров свободных не было. Все знали о премьере и кто был отвлечен от дел и службы пришли.
Герои спектакля – молодые люди, пережившие блокаду, потерявшие близких, строят свою судьбу в непростое послевоенное время.
Ниточкин – моряк, который успел повоевать матросом на подводной лодке, остался на гражданском флоте. На редкость интересный и удачный персонаж. Грубоват, задирист, драчлив, на все имеет своё мнение, со своей характерной речью и манерами.
Веточка – дочь капитана, с которым служит Ниточкин, студентка филологического факультета. Девушка с манерами, которая их иногда хочет “отменить “, чтобы быть на равной с Ниточкиным.
Казалось бы – два совершенно разных по психологическому типу человека, которых уравнивает любовь, делая их необычайно гармоничными.
Кукол (героев Конецкого) Лиза сделала такими, какими их представляла. Они получились у неё красивыми и добрыми.
Зал просто взорвался от смеха, когда в самом начале спектакля, появился ещё один персонаж – огромная жужжащая муха, летающая в зале библиотеки, где писала реферат Веточка.
История любви двух людей раскручивалась в спектакле медленно, вовлекая в свою орбиту всех сидящих в зале.
Особенно понравился момент, когда герои ночью, под покровом любви, вели себя просто и свободно. Веточка, накинув на голое тело только пальто, резала шпик и укладывала его на хлеб, а Ниточкин читал названия книг на полке, рассматривая их в бинокль, удивляясь тому, что это можно всё прочитать.
“– Ты выйдешь за меня замуж? – спросил Ниточкин.
– Помолчи, – сказала Веточка. – Соседку разбудишь.
– Ты мне дочку родишь? – шепотом спросил Ниточкин”…
Зал не дышал во время этой сцены, потому что она была так близка и понятна всем этим людям, которые собрались сегодня здесь, почти на самом краю земли.
В конце Веточка поцеловала своего любимого, произнеся: “Если ты будешь улыбаться, буду улыбаться и я. И совсем не важно, увидишь ли ты мою улыбку, или увижу ли я твою. Ведь важнее не то, что мы видим. Куда важнее то, что мы чувствуем”.
Этих слов не было в рассказе Конецкого, их Лиза добавила сама.
Сколько было аплодисментов, восторгов! Девушка не могла себе такое даже представить. Успех был ошеломляющий.
Неожиданно на сцену вышел мичман Игорь Горохов, в руках у него был конверт. Все в зале притихли. Игорь немного освоился на сцене, прежде чем набраться смелости, и начать говорить.
– Дорогие наши артисты Евгения и Елизавета. Большое спасибо за такой прекрасный спектакль. Я месяц назад написал письмо Виктору Викторовичу Конецкому, рассказал ему о готовящейся премьере. Вот, получил ответ. Письмо я не вскрывал, пусть Лиза нам всем прочтёт, что написал автор, – Игорь отдал письмо Лизе.
Елизавета его открыла и стала читать:
“Дорогие военные моряки-подводники, жители Рыбачьего! Вы люди, профессия которой по риску не имеет равной. Я восхищаюсь вами и горжусь силой духа советского моряка. Стихию нельзя обмануть, и, “работая” с ней, нельзя обмануть себя, потому, что стихия не знает придуманных правил и не имеет идеологии.
Мне очень приятно, что вы обратились к моим произведениям и поставили сами спектакль. Очень рад этому событию.
Любите море. Ведь оно живое. Иногда я даже разговаривал с ним. Любите матросов. Но не показной любовью, а настоящей – человеческой. И они отплатят вам добром. Будьте профессионалами – настоящими специалистами. Потому что это ваш хлеб.
Бывало, стоишь на вахте с ноля часов ночи до четырех, глядишь на эту бездонность, и с души уходит вся муть.
Огромная благодарность Елизавете Богдановой и Евгении Долгих за постановку. Приезжайте в Ленинград. Буду искренно рад.
С уважением, В.В. Конецкий”.
Все в зале встали после прочитанных слов.
“Браво! Браво!” – слышались голоса.
На глазах у Лизы были слезы... “У меня получилось! Получилось!”».

Пройдут годы и в море выйдет танкер «Виктор Конецкий», а за ним – военный спасатель, носящий имя писателя-моряка. Виктору Викторовичу это понравилось бы: гасить пожары на воде, выручать из беды корабли и людей – что может быть лучше для настоящего моряка!

Самым любимым моим рассказом является «Если позовет товарищ».
Ещё в военно-морском училище родилась дружба героев Виктора Конецкого – Шаталова и Мани – так шутливо прозвали курсанты Алексея.
По-разному сложилась их жизнь: Маня становится командиром подводной лодки. Шаталов, после проявленного легкомыслия, служит на берегу: кадровый морской офицер, он мучается в создавшейся ситуации.
Неожиданно из далекого Курамоя приходит телеграмма от Мани – друг зовёт его.
Это очень серьезное, глубоко психологическое произведение. Герои показаны настолько мастерски, что создается впечатление, что ты их знаешь, что встречался с ними в жизни.
Особенно хрупкой показана любовь Мани к Ольге, которую он несёт по жизни.
Мне всегда хотелось, чтобы в этом рассказе была концовка, в которой эти герои встречаются друг с другом и остаются вместе навсегда. И я написала продолжение рассказа – «Прощение».

Л.В. Сикорская

Лидия Сикорская

«Воспоминания не давали покоя и Филиппову. Он, то видел перед собой юную прекрасную девушку, которая танцует с ним, первокурсником военно-морского училища, в большом зале освещённом старинными люстрами. То перед ним стояла уже повзрослевшая Оля, которая объясняет ему, что не готова к серьёзным отношениям, давая понять, что рассчитывать ему на взаимность не стоит. Ему вспомнилось, как он потом шёл по холодному Ленинграду и плакал. А потом, став офицером, уходил в море, и в свободные минуты в альбоме рисовал её. Рисовал красивой и счастливой, среди цветов и кораблей...».
Когда началась СВО на Донбассе, я вновь почувствовала, что Конецкий рядом. И мне так захотелось написать рассказ, чтобы его Маня был жив, потому что он обещал, что будет бороться с фашизмом сколько будет сил.
И вот он на фронте, пошёл защищать свою землю. Только теперь он штурмовик Сабатини и с ним его верный пес Боцман. И они воюют вместе, а по ночам мечтают, что после войны Сабатини пойдёт учиться в Высшее Военно-Морское Училище и станет адмиралом. Я так и назвала рассказ «Штурмовик Сабатини и его Боцман».

Бывает, что задумываюсь над вопросом: кто для меня Виктор Викторович Конецкий?
Сегодня я могу смело сказать: УЧИТЕЛЬ!
Так случилось, что моя жизнь всегда проходила в тех городах, где он жил, работал и создавал свои книги, где жили его герои – сильные и отважные моряки.
Лев Аннинский как-то сказал о нем: «Конецкий – писатель глобальной тревоги. И где бы ни носила его нелегкая, как бы ни трепало в рейсах, как бы ни затирало льдами, думает-то он о главном. О том, куда же нам плыть».
Сегодня произведения его, как никогда нужны нам.
Есть в рассказе Виктора Конецкого «Если позовет товарищ» такие слова:
«Он ударил кулаком по выключателю лампы на столе. Ему стало резать глаза, он больше не мог читать. У него остро заныло сердце и перехватило глотку. Будто это он сидел в центральном по­сту затонувшей лодки, сидел на полу, и холодный пот удушья зали­вал ему глаза, и до дневного света было восемьдесят метров стылой воды, и он писал все эти слова...».
Мне кажется, что именно так писал свои произведения Виктор Викторович, когда до дневного света восемьдесят метров стылой воды... Дойти бы. Увидеть бы. Чтобы дышать.
Март 2024 года

О НАШЕМ ДРУГЕ И АВТОРЕ:

Лидия Владимировна Сикорская – врач; работает в Диагностическом центре в Москве; считает основным видом своей деятельности «сохранение нации страны». Внучатая племянница выдающегося конструктора Игоря Ивановича Сикорского (1889–1972). Воспитала сына. На АПЛ «Курск» погиб близкий и дорогой ей человек. Литератор; публикует прозу и очерки о жизни моряков и авиаторов на сайтах «За тех, кто в море», «Проза.ру», «ЛИТО “Ладога” им. Ю.В. Петрова» и др. Инициатор и разработчик литературно-художественного конкурса, посвящённого В.В. Конецкому (готовится совместно с Морским литературно-художественным фондом имени Виктора Конецкого). 




Новости

Все новости

27.04.2024 новое

«А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…»

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru