Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

27.01.2022

В ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ

Сегодня на площади Труда состоялась церемония памяти, посвящённая Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944 г.), в которой приняли участие учащиеся и учителя ГБОУ СОШ № 238, ветераны-блокадники, жители Адмиралтейского района и гости школы. Инициаторы церемонии – учащиеся 8«б» класса школы (кураторы – педагоги Т.Н. Бойко и В.В. Савицкая).
Церемонию открыл глава администрации Адмиралтейского района С.И. Оверчук, ведущая – директор ГБОУ СОШ № 238 Т.Ю. Ермилова.
Ровно в 12 часов Минутой молчания участники и гости церемонии почтили память защитников Ленинграда и жителей блокадного города. Акция памяти, где звучали стихи ленинградских поэтов и слова благодарности защитникам нашего великого города, состоялась у здания, в котором всю блокаду и в послевоенное время располагалась булочная.
Ныне в здании – ресторан «Теремок», около которого сегодня разместилась выставка «Булочная на площади Труда, работавшая в блокаду», подготовленная Т.Н. Бойко.

Т.Ю. Ермилова с учениками

На церемонии

Ветераны на церемонии

Выставка у Теремка

Один из стендов выставки

Фото: Морской фонд им. Виктора Конецкого.
27 января 2022 года.

ПРИМЕТЫ МЕСТА
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА БОЙКО
учитель истории, руководитель школьного
музея ГБОУ СОШ № 238
БУЛОЧНАЯ НА ПЛОЩАДИ ТРУДА

«Ранним утром четвертого января сорок второго года Тамара стояла в очереди к булочной на площади Труда». [12]
Эти строки принадлежат Виктору Викторовичу Конецкому, героиня его романа «Кто смотрит на облака» живет на набережной канала Круштейна (Адмиралтейского канала) и в один из блокадных дней 1942 года именно на площади Труда, у булочной начинается череда трагических событий, испытания на стойкость, нравственного взросления Тамары.
Виктор Викторович Конецкий родился 6 июня 1929 года в Ленинграде, семья жила на набережной Адмиралтейского канала, дом 9. Это соседний с нашей школой дом (с 1963 года школа располагается в доме 11/13).
С 1937 г. по 1941 г. Конецкий учился в нашей школе № 238 (школа № 12), которая в то время находилась на Красной (Галерной) улице, 69. Писать и читать он научился рано и уже до школы знал книги Жюля Верна, Стивенсона – их читала ему тетя Матюня. «И обошлось вовсе без сказок…». [1, с. 54] Поэтому в 1937 году Виктор пошел в школу сразу во 2-й класс.

Площадь Труда. 1930-е годы

Площадь Труда. 1930-е годы. Архивное фото.

В Ленинграде Виктор Викторович пережил первую блокадную зиму. В 1942 г. вместе с матерью и братом Олегом он был вывезен из Ленинграда по льду Ладожского озера, жил в эвакуации во Фрунзе и Омске. Зимой 1944 г., сразу после окончательного освобождения города от фашистской блокады, вернулся в Ленинград, в родной дом на набережной Адмиралтейского канала.
Даже после переезда в 1965 году на Петроградскую, В.В. Конецкий продолжал любить Адмиралтейский канал, ведь «обитая в этих стенах, глядя каждый день в окно на Новую Голландию, братья не могли не впитывать красоту и загадочность города, в котором родились, и не могли не задумываться о самих себе, пленниках этой магической красоты». [14, с. 17]
Как вспоминает Т.В. Акулова-Конецкая, вдова писателя, Виктор Викторович Конецкий обязательно приводил всех своих гостей, друзей в этот уголок города, на Адмиралтейский канал, к Новой Голландии, отсюда начиная их знакомство с городом.
Предлагаю и нам познакомиться с историей площади Труда и дома № 3/5, чтобы выяснить, когда появилась булочная в этом доме, какова ее история.
Площадь Труда сформировалась в 1830–1880-х гг. и до 1918 г. называлась Благовещенская улица, затем Благовещенская площадь. Первоначальное название связано с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы (арх. К.А. Тон, 1844–1849). Интересно, что в 1917 году в Благовещенском соборе венчались родители Виктора Викторовича. В 1929 г. (это год рождения будущего писателя) Благовещенский собор был закрыт и снесен.

Церковь Благовещения. Архивное фото

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Архивное фото.

Название площадь Труда появилось в 1918 г., что связано с размещением в здании Николаевского дворца центральных органов профсоюзных организаций (Дворца Труда). [11, с. 94]
Общий вид площади и облик зданий № 3, 5 можно рассмотреть на немногочисленных фотографиях 1920–1930-х гг. [10]
Дом, имеющий три современных адреса: № 1 по Адмиралтейскому каналу, № 3 по площади Труда и № 26 по Галерной улице, известен с 18 века. [19, с. 216–217]
С Галерной улицы четырехэтажную постройку возводит в 1839 году Яков Иванович Реймерс, со стороны Адмиралтейского канала здание неоднократно перестраивалось и в 1920-е годы было двухэтажным и имело № 5. [19, с. 216–217]
Павел Яковлевич Канн в своей книге «Площадь Труда» пишет: «В доме № 3 по Благовещенской площади находился трактир “Херсонский”. А соседний дом № 5 по Благовещенской площади, несмотря на свои небольшие размеры, являлся резиденцией множества фирм… “Коммерческая скоропечатня” (типолитография), контора ежемесячного журнала “Отдых”. Здесь же велась продажа велосипедов “Триумф” и пишущих машинок “Денсмор”». [11, с. 65–66]
Как мы видим, предприятий, связанных с производством и продажей хлебобулочных изделий в этом перечне нет. Адресный справочник «Весь Петроград в 1917 году» включает 28 булочных, одна из них на Галерной, 14; 30 кондитерских (Абрикосов, Филиппов, Ле Гурме, товарищество Елисеевых и т.д.). Ближайшая к площади Труда кондитерская находилась на Театральной площади, 16 («С.И. Иванов»); и 11 пекарен.   [3]
Магазин, в котором продавались хлебо-булочные изделия, появится в доме № 5 в 1929 году. [7] Вход в магазин будет украшать яркое декоративное панно.
Еще в 1913 году фасад здания украсили майоликовым панно по эскизу художника Евгения Святского с изысканным цветочным орнаментом и гротесками, изображающими средневекового демона Бафомета, летающих путти и других мифологических героев. Панно было создано в художественно-керамических мастерских П.К. Ваулина и О.О. Гольдвейна и являлось своеобразной рекламой конторы «Художественно-керамического производства Гольдвейн и Ваулин». [19, с. 218] Номенклатура изделий фирмы велика и разнообразна: «Художественная майолика для внутренней отделки и облицовки фасадов, панно, иконы, иконостасы, камины, печи, металлизированные вазы, черепица...».  [9] Эта фирма выпускала красочные майолики – изделия из обожженной глины с пористым цветным черепком, покрытые глазурью. Они в начале XX века стали модным украшением зданий, строившихся в стиле модерн. Организатором этой фирмы был П.К. Ваулин.
П.К. Ваулин сотрудничал с А. Врубелем и В.М. Васнецовым. Майолики, изготовленные в Кикерино, и поныне украшают многие здания Санкт-Петербурга и других городов нашей страны: панно на фасаде гостиницы «Метрополь», роспись здания Ярославского вокзала, Третьяковской галереи, фриз на Доме страхового общества «Россия» на Большой Морской, убранство Соборной мечети и Морского собора в Кронштадте. [11, с. 65]
После закрытия мастерской в Кикерино в 1917 году Ваулин продолжал играть видную роль в художественной жизни страны, являясь комиссаром по делам бывшего Императорского фарфорового завода и Петергофской гранильной фабрики, а также членом петроградской коллегии ИЗО Наркомпроса. Затем он стал техническим директором завода «Горн» – так после революции именовались кикеринские мастерские. В последние годы жизни он служил консультантом на фарфоровом заводе «Пролетарий» и в объединении «Росфарфор». Умер Петр Кузьмич Ваулин в 1943 году.
В годы «военного коммунизма» о торговле хлебом говорить не приходится, ситуация меняется с введением НЭПа. Только осенью 1921 г. была разрешена свободная торговля хлебом, и уже в начале 1922 г. были открыты рынки, рестораны, лавки, магазины. Кооперативная, государственная и частная торговля находились в постоянной конкуренции друг с другом. Способы конкуренции были самые разнообразные, вплоть до доносов. [17, с. 73]
Хлебом, который лежал в основе традиционного русского питания, стали торговать в кооперативных магазинах. Хлебопекарни Ленинграда на 2/3 находились в руках кооперации. [17, с. 72] Современники вспоминали о «кирпичике» из белой муки, на нижней корке которого отчетливо выступали четыре крупные буквы «ЛСПО» – Ленинградский союз потребительских обществ. [16, с. 26]
Данные Адресных книг ярко иллюстрируют эту ситуацию.
1924 г.: Красная (Галерная), 28 ПЕПО (Петроградское единое потребительское общество). [4]
Хлебопекарни Красная, 28 («Красный пекарь»), 30 (Анисимов М.Н.), Красная, 56 (Флягин А.П.)
1927 г.: Рабочая столовая ЛСПО во Дворце Труда, № 21 (паевое товарищество «Нарпит». [5]
1928 г.: Красная, 30 Сухаринов М.А. и Антонов М.А. [6]
1929 г.: две булочные на Красной улице (Галерной) в домах 16, 42 и Пл. Труда, 5 (хлебозавод ЛСПО № 10). [7]
Даже в 1935 г. мы видим отголоски этой конкуренции: Хлебобулочные магазины на ул. Красной 16, 19, 42 и пл. Труда, 5 (магазин № 51) в ведении ЛСПО Октябрьское районное потребительское общество.
В этом же доме на площади Труда располагался и Кондитерский магазин № 22 ЛЕНПИЩЕТОРГА (Ленинградского городского объединения государственной розничной торговли пищевыми товарами). [8]
Какой из двух магазинов сохранился в 1941 году и работал в блокаду, сказать сложно. Но Виктор Викторович Конецкий, как и его героиня Тамара, ходил за хлебом в магазин на площади Труда, 5.
В суровых условиях вражеской блокады Ленинград стал городом-фронтом. Площадь Труда была среди зон особо интенсивного артиллерийского огня гитлеровцев, стоявших от нее лишь в 13–14 километрах. Рвались вражеские снаряды.
На Неве, недалеко от площади Труда, стояли боевые корабли Балтийского флота, они отсюда вели огонь по вражеским позициям у южных рубежей Ленинграда.
В период блокады 1941–1944 годы в районе площади был создан узел противовоздушной обороны (ПВО), район подвергался ожесточенным артиллерийским обстрелам. «Большинство помещений Дворца Труда было передано для устройства в нем госпиталя. Перед ранеными выступали лучшие артисты, ведущие ученые блокированного Ленинграда». [11, с. 100–101]
Как рассказывает Т.В. Акулова-Конецкая, Виктор Викторович вспоминать блокаду не любил. Но память возвращала и возвращала его в те дни, кажется, помимо его воли: тяжелая болезнь брата, смерть – на глазах 12-летнего мальчишки – любимых тетушек, материнское одиночество и самопожертвование, Никольский собор, в котором молились холодным зимним утром, и бабушкина могилка на Смоленском кладбище. [1, с. 55–56]
В.В. Конецкий в автобиографических заметках и художественных произведениях рассказывает читателям о суровом военном времени, описывает жизнь людей, обстановку в домах, облик города.
Вот некоторые пронзительные строки, посвященные блокаде:
«…Лечение от страха темноты и брошенности начал зимой сорок первого. И с радикальных, сильных средств.
В квартиру вместо эвакуировавшихся соседей – семьи скрипача из Мариинского театра – вселили семью рабочего с Кировского завода. Про них тоже можно сказать, что их «эва­куировали», ибо передняя линия фронта проходила возле их прежнего жилища. В рабочем семействе было десять детей. Они быстро умирали. Их трупики старшие складывали в коридоре квартиры. О смерти членов семейства в те времена сообщать властям не стал бы даже полный кретин, потому что карточки умерших возможно было использовать до конца декады, а если повезет, то и до конца месяца.
На рубеже сорок первого и сорок второго годов за хлебом в булочную надо было отправляться рано утром, до открытия. Иначе можно было остаться и без ста двадцати пяти граммов. Света в коридоре и передней не было. На вход и выход мы пробирались, ощупывая в темноте трупы, сложенные вдоль стены. Несмотря на уличный мороз в квартире, запах разложения был. И страх перед трупами сохранялся, но тусклый страх, монотонный, страх без страха перед неожиданным испугом, страх перед мразью тления, остаток брезгливости еще существующего к уже разлагающемуся». [13]
Можно предположить, что героиня романа Тамара живет в квартире, похожей на его собственную: «Окна комнаты выходили в узкий дворовый колодец, и потому стекла уцелели. Две кровати молчали в углах, заваленные мягким барахлом». [12] Из этой квартиры Тамара отправляется в булочную на площади Труда.
В.В. Конецкий панно не описывает, ведь мысли девочки сосредоточены только на хлебе, который должна получить по карточкам. Она долго стоит в очереди, мечтая о «довесочке», который можно будет сразу же положить в рот: «Небо уже фиолетовое, – думала она. – Скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к зубам и буду держать. Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего и не замечаешь. В таком небе мороз еще больше, чем на земле, и летчикам, наверное, еще хуже, чем нам. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Почему, когда людям плохо, морозы совсем фиолетовые? Если есть Бог, он злой. Моему животу еще никогда не было так холодно. Господи, прости меня, пускай дверь откроют. И пусть они свешают хлеб с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки». [12]

125 гр. блокадного хлеба. В экспозиции Гос. мемор. музея обороны и блокады Ленинграда

Блокадный хлеб.
В экспозиции Государственного мемориального музея обороны
и блокады Ленинграда.

Зима 1941/42 г. была в Ленинграде очень суровой. Еще осенью начались перебои в отоваривании карточек, около булочных появились длинные очереди. С 1 декабря 1941 г. было установлено обязательное прикрепление населения к определенному магазину, что должно было повести к большей организованности работы продовольственных магазинов и устранению очередей. На самом же деле, очереди в декабре 1941 г. и в феврале 1942 г., не уменьшились, так как объявляемые декадные нормы продажи продовольствия не обеспечивались реальными запасами и были рассчитаны на подвоз в город продовольствия, тогда как планы завоза не выполнялись.
Поэтому Тамара долго стоит в очереди. Когда она наконец оказалась в магазине, все внимание сосредотачивается на хлебе: «В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок. Коптилки горели возле продавщиц. За спинами продавщиц на полках лежали буханки. Длинные ножи, одним концом прикрепленные к прилавку, поднимались над очередной буханкой, опускались на нее, зажимали и медленно проходили насквозь. И края разреза лоснились от нажима ножа. А вокруг было, как в храме, приглушенно. И все смотрели на хлеб, на нож, на весы, на руки продавщиц, на крошки, на кучки карточных талонов и на ножницы, которые быстрым зигзагом выхватывали из карточек талоны. Тамара получила хлеб на один день, потому что на завтра не давали. Норма могла вот-вот измениться. И никто не знал, в какую сторону». [12]
Тамара получает хлеб, но не убирает его в сумку, а несет в руках. Оголодавший подросток, мальчик-ремесленник вырывает у нее хлеб, толпа окружает и избивает его, но вырвать удается только маленький кусочек! Героиня романа возвращается в дом родственников, приютивших ее, оставляет этот кусочек хлеба, карточки, и покидает квартиру в доме на канале Круштейна, не зная, как сможет выжить в этих условиях.
Семья Конецких была вывезена из блокадного города 8 апреля 1942 г. по Дороге жизни: «В эвакуацию уезжали с Финляндского вокзала – добирались пешком, вещи везли на детских санках… В пассажирских вагонах до Ладоги (потом – только в телячьих вагонах)».
После окончательного освобождения Ленинграда от фашистской блокады осенью 1944 года Конецкие вернулись на Адмиралтейский канал.
Сразу же после войны началось восстановление площади. Все повреждённые здания восстановлены в конце 1940-х начале 1950-х годов. В 1946 г. на фасадах Дворца труда были устранены повреждения от фашистских снарядов, реставрированы лепные украшения. В 1949 г. после капитального ремонта внутренних помещений Дворца труда они приобрели довоенный облик. Одновременно была восстановлена художественная чугунная ограда у здания Дворца труда.
Прошло еще несколько лет, и в 19531954 гг. была капитально отремонтирована набережная Красного Флота от моста Лейтенанта Шмидта до Ново-Адмиралтейского канала». [11, с. 100103]
В доме 5 по площади Труда по-прежнему работала булочная. Краевед Т.А. Соловьева вспоминает, что перед входом, как бы призывая войти, висел огромный бутафорский крендель. В другом магазине, который «обрамляло панно, продавались нитки, платки, и, что мне особенно запомнилось, кружева тончайшей ручной работы, очевидно оставшиеся от царского времени», пишет она. [19, с. 218]
В 1960-е годы магазин-кафе назывался «Булочки. Пончики». [20] На просторах интернета удалось отыскать фотографию 1963 года и воспоминания старожилов: «Вертикальные панели, располагавшиеся в простенках, были украшены сложным гротескным орнаментом, а горизонтальное панно, укрепленное над окном и дверью, было расписано крупными цветами. Все это выглядело необыкновенно сочно и очень радовало глаз, особенно в какой-нибудь бесконечно слякотный день».
«Все детство и юность (19651994) жила на Красной ул. (Галерная). Это кафе и булочную помнят все старожилы! И вилку двузубую, длинную, которой пробовали свежесть хлеба, и пирожки слоеные с яблоком, и мозаику красивую – прекрасивую...». [20]
В начале 1970-х годов встал вопрос о реконструкции старой площади, прежде всего домов № 3 и № 5 по площади Труда.
Архитекторы института Ленжилпроект (К.А. Шарлыгина, В.А. Зобов, Л.И. Осипова, инженер Н.Б. Ежова) разработали два принципиально различных варианта застройки этого важного участка площади Труда в старых и в современных архитектурных формах. При обсуждении на Градостроительном совете Главного архитектурно-планировочного управления Испол­кома Ленинградского городского Совета был одобрен вариант, который предусматривал строительство четырехэтажного дома с использованием декоративных эле­ментов (русты, пояса, сандрики), характерных для по­строек 1840-х годов. [11, с.112–113]
В заметке «В районе площади Труда» Н. Линко в газете «Ленинградская правда» от 04.01.1974 подчеркивается, что «при реконструкции дома <…> будет полностью восстановлена лепка на фасаде. В первых этажах зданий разместятся общественные учреждения: булочная, галантерейный магазин, аптека, сберкасса, столовая». [15]
Этот новый дом органически вошел в архитектурный комплекс старой площади.
Майоликовые панно, выполненные по эскизам П.К. Ваулина, заботливо сняли с фасада и, как интересный образец петербургской рекламы, сохранили в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. При открытии экспозиции музея КЕРАМАРХ в Государевом бастионе они были выставлены в его экспозиции.

Булочная на площади Труда

Панно на булочной. Площадь Труда. Архивное фото.

С 1976 года в новом здании находились булочная и кафе № 539 5-го межрайонного отделения «Ленхлебторга».
«Недалеко от реки Невы, на площади Труда, 3 расположена прекрасная Булочная № 539. Клиентам предлагается обширный ассортимент сдобной и кондитерской продукции. Весь товар свежий, хорошего качества и изготовлен только на натуральных ингредиентах. Кроме покупки товара в кафе-булочной можно присесть и насладиться чудесной выпечкой с чашечкой кофе или чая. Посетить булочную можно с детьми, не переживая относительно пагубного влияния сигаретного дыма не ребенка, ведь зал, в котором стоят столики для некурящих. Плата может производиться пластиковой картой или наличными. Возможен предварительный заказ. Перед булочной находиться парковка для автомобилей клиентов», – читаем мы на «Желтых страницах». [2]
В 20052009 гг. это была булочная № 556 ООО «Хлебторг» Октябрьского района.
С 2009 по 2014 гг. Булочная ОАО «Центральные булочные».
С 2015 года «Гастроном 811, ООО Центральные булочные».
В справочнике Санкт-Петербурга он зарегистрирован в рубриках «Супермаркеты», «Молочная продукция», «Хлебобулочные изделия», «Безалкогольные напитки».
23 апреля 2019 г. в этих помещениях был открыт ресторан «Теремок».
Genius loci! Память места сохраняется…
2022 год

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 Акулова Т.В. Материалы к биографии Виктора Конецкого / Лети корабль! – Санкт-Петербург : Международный фонд «300 лет Кронштадту – возрождение святынь», 2003. – С. 5–180.
2 Булочная № 539 / Каталог фирм и организаций Санкт-Петербурга.
URL:https://www.yell.ru/spb/com/bulochnaya-539-oao-tsentralnyie-bulochnyie_5220640/
3 Весь Петроград на 1917 год : адресная и справочная книга г. Петрограда. – [Санкт-Петербург] : изд-е т-ва А.С. Суворина – «Новое время», [1917]. – 930 с. [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
URL:https://vivaldi.nlr.ru/bx000020038/view
4 Весь Ленинград на 1924 год : адресная и справочная книга г. Ленинграда. – [Ленинград] : Орг. отд. Ленингр. губисполкома, [1924]. – 920 с.  [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
URL:https://vivaldi.nlr.ru/bx000020124/view
5 Весь Ленинград на 1927 год : адресная и справочная книга г. Ленинграда. – Ленинград : Орг. отд. Ленингр. губисполкома, 1927. – 1082 с. [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
URL:https://vivaldi.nlr.ru/bx000020161/view
6 Весь Ленинград и Ленинградская область : адресная и справочная книга на 1928 год. Ч.1. Весь Ленинград. Ч.2. Ленинградская область. – Ленинград : Орг. отдел Ленингр. обл. исполкома и Ленингр. Совета, 1928. – 1523 с. [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
URL:https://vivaldi.nlr.ru/bx000020073/view
7 Весь Ленинград и Ленинградская область : адресная и справочная книга на 1929 год. Ч.1. Весь Ленинград. Ч.2. Ленинградская область. – Ленинград : Орг. отд. Ленингр. обл. исполкома и Ленингр. Совета, 1929. – 1514 с. [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
 URL:https://vivaldi.nlr.ru/bx000020019/view
8 Весь Ленинград : адресная и справочная книга : 1935 : с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Ленинград : Леноблисполком и Ленсовет, 1935]. – 1254 с. [Электронная копия] Cайт Российской национальной библиотеки.
URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020160/view
9 «Гельдвейн и Ваулин», художественно-керамическое производство (Ст. Кикерино, Петерб. губ.). Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин : [очерки]. – Санкт-Петербург, [1910]. [Электронное издание] Российская государственная библиотека.
URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01003766604
10 Доходный дом на площади Труда // Сitywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга.
URL:https://www. citywalls.ru/house3926.html
11 Канн П.Я. Площадь Труда. – Ленинград : Лениздат, 1981. – 116 с.
12 Конецкий В.В. Кто смотрит на облака / На сайте: URL:http://www.baltkon.ru
13 Конецкий В.В. Пришла пора таких заметок / На сайте: URL:http://www.baltkon.ru
14 Кузьмичев И.С. Дом на канале / Виктор Конецкий: Человек из морского пейзажа. Воспоминания. Размышления. Штрихи к портрету / авт.-сост. Т.В. Акулова. – Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. – С. 15–26.
15 Линко Н. В районе площади Труда // Ленингр. правда. – 1974. – 4 янв.
16 Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. – Москва : Новое лит. обозрение, 2018. – 488 с.
17 Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. – Санкт-Петербург : «Дмитрий Буланин», 2003. – 388 с.
18 Образы Петербурга : из собрания Гос. музея истории Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 230231.
19 Соловьева Т.А. Новая Голландия и ее окружение. – Санкт-Петербург : Крига, 2010. – 232 с.
20 Утраченное. Кафе на площади Труда. 1963 // Питер. Взгляд назад.
URL:https://vk.com/wall-98221643_10331 

Ленинград, мы помним!




Новости

Все новости

28.03.2024 новое

«”КАК МОРСКАЯ СОЛЬ В КРОВИ…”. ПУШКИН В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО»

23.03.2024 новое

СКОРБИМ

19.03.2024 новое

ПАМЯТИ О. ВЛАДИМИРА (РЫБАКОВА)


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru