Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

04.08.2020

К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГИ де МОПАССАНА


Ги де Мопассан

ГИ де МОПАССАН
5 августа 1850 – 6 июля 1893

Классик французской литературы Ги де Мопассан не дожил до своего 43-летия всего месяц. Свою судьбу он предчувствовал – «Я вошёл в литературу как метеор – я исчезну с ударом грома»…
Литературная жизнь Мопассана была вполне удачной – он был плодовит, рано приобрёл благодарного читателя и при жизни познал почитание своего писательского гения.
Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан был нормандским дворянином, при том простым рядовым прошёл Франко-прусскую войну (1870–1871). Потом, после разорения отца, около десяти лет был вынужден служить в Морском министерстве по снабжению флота, в Министерстве народного образования. Чиновники отмечали: «Прилежен, но плохо пишет»…
Поддержанный друзьями – Гюставом Флобером и Эмилем Золя, тридцатилетний Ги де Мопассан вошёл в литературу новеллой «Пышка» в 1880-м году и очень быстро по праву снискал славу одного из лучших европейских новеллистов и романистов.
Его талант высоко ценил И.С. Тургенев, которому Мопассан посвятил свой сборник новелл «Заведение Телье».
Тургенев открыл Мопассана Л.Н. Толстому, и тот перевёл (вольно пересказал) на русский язык новеллы Ги де Мопассана «В порту» (под заглавием «Француаза»), отрывок из путевого очерка «На воде» и рассказ «Не удалось».
В пьесе А.П. Чехова «Чайка» героиня Аркадина читает «На воде» – писатель глубоко почитал Мопассана.
В первом томе собрания сочинений Ги де Мопассана «Раннее творчество», изданном в 1951-м году, сохранилось подчёркивание Виктора Конецкого во вступительной статье Ю.Данилина: «Мопассан до конца своих дней оставался восхищённым поклонником русской литературы. Никогда не забывал Тургенева и с течением времени, по-видимому, только выше оценивал его творчество. Мопассан в конце жизни мечтал написать о нём большую статью, но смерть помешала осуществить этот замысел. Он дал предисловие к французскому переводу рассказов Гаршина, а ознакомившись с новой повестью Л.Толстого “Смерть Ивана Ильича”, сказал: “Я вижу, что вся моя деятельность была ни к чему, что все мои десятки томов ничего не стоят”».
Последние несколько лет своей жизни Мопассан почти не мог писать. Он скончался в психиатрической лечебнице от паралича мозга.
В 1894-м году Л.Н. Толстой стал автором предисловия к сочинениям рано ушедшего французского писателя.

На протяжении всей жизни Мопассана влекли странствия, – он любил море, путешествия, жаждал новых впечатлений.
Ещё во время службы в министерствах он побывал в Бретани и Швейцарии, Англии, а став известным писателем, обзавёлся яхтой «Милый Друг» и совершал на ней плавания по Средиземному морю. В обществе двух матросов и слуги он плавал вокруг берегов Южной Италии, побывал на островах Сицилии, на Корсике, в Африке, совершил трехмесячное путешествие в Тунис и в глубь Алжира. Среди его путевых книг – сборник очерков «Под солнцем» (1884) и путевой дневник «На воде» (1888).

Яхта Милый друг

В июле 1887-го года Мопассан принял участие и в полёте на аэростате «Орля» – воздушный шар аэронавт Поль Жовис построил на средства Мопассана и назвал по одноимённой новелле писателя. Об этом необычном путешествии из Парижа до местечка Хейст-сюр-Мер в Бельгии, в устье реки Шельды, Мопассан написал очерк «Из Парижа в Хейст».
Ги де Мопассан был одним из любимых писателей Виктора Конецкого. Как человек и писатель он в полной мере разделял мысль Льва Толстого о том, что Мопассан из тех художников, которые мучаются «неразумностью материального мира и некрасивостью его».
С карандашом в руках читал Виктор Викторович «Бродячую жизнь» и «В стране солнца» – дореволюционный том сочинений Мопассана, изданный Акционерным обществом «Самообразованiе» хранится в личной библиотеке писателя.
Конецкий размышлял о Мопассане, впервые посетив Париж (1967 г.): «…В предсмертном бреду Мопассан утверждал, что Бог с Эйфелевой башни объявил его своим сыном, своим и Иисуса Христа... Мопассану в бреду мерещились прекрасные пейзажи России и Африки. Почему России? Он никогда у нас не был... Эйфелева башня давила больной мозг Мопассана своей металлической пошлостью. Сегодня Мопассана во Франции почти не помнят, не издают, удивляются, если назовёшь его среди любимых писателей: “Слушайте, да какой же он стилист?” А на кой чёрт быть стилистом, если уже и Мопассан не стилист?..» («Солёный лёд»).
Говоря о книгах Виктора Конецкого, литературовед Николай Крыщук отмечал, что правильнее всего было бы вести родословную путевых заметок Конецкого «от мопассановского эссе “На воде”, где читателю преподносится не география путешествий, но сама география учит сопрягать факты, рождает неожиданные ассоциации». «…В морских произведениях В. Конецкого, – пишет Н.П. Крыщук, – главное не сами путешествия – они только повод. Мы не так уж много узнаём о южных странах и северных штормах, больше – о людях, с которыми автор ежедневно работает в море, о мыслях автора по тому или иному поводу, постепенно сплетающихся в философскую образную картину мира» (из послесловия к книге В. Конецкого «Повести и рассказы», 1978 г.).
О точности суждения литературоведа предлагаем судить читателям.
Сам же Виктор Конецкий иронизировал над мнением других критиков, тех, кто не может поверить в возможность для писателя неписательской, но профессиональной работы на каком-либо производстве: «…И если писатель в море работает всю свою жизнь, они всё равно считают, что он там путешествует. И сравнивают его писания с “Римом, Неаполем и Флоренцией” Стендаля или “Бродячей жизнью” Мопассана. От такого сравнения бедняге остаётся один путь – за борт. А кто же в таком случае за утопленника будет вахту стоять?» («Вчерашние заботы»).
Татьяна Акулова-Конецкая

Книги из библиотеки В.В. Конецкого

ГИ де МОПАССАН. «НА ВОДЕ»:




Новости

Все новости

17.09.2020 новое

«РЕКВИЕМ НАД ЛАДОГОЙ»

07.09.2020 новое

ПАМЯТЬ НА ВЕКА

24.08.2020 новое

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИИ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru