Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

07.02.2020

100 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ АДМИРАЛА А.В. КОЛЧАКА

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

         «…Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов её.  Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память, будет начертано Его имя в летописи Русской Земли».
Иван Бунин [«Его вечной памяти (А.В. Колчак)»]

А.В. Колчак

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК
16 (4 с. ст.) ноября 1874, Санкт-Петербург – 7 февраля 1920, Иркутск

7 февраля 2020 года исполняется 100 лет со дня гибели Александра Васильевича Колчака. Белый адмирал был расстрелян без суда по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.
Морской офицер, полярный исследователь и учёный-океанограф, участник нескольких арктических экспедиций (1900–1903), первооткрыватель эллипсоидной траектории дрейфа полярных льдов, награждённый Императорским Русским Географическим Обществом Большой Константиновской медалью (1906); участник Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер; командующий Черноморским флотом (1916); адмирал (1918), руководитель Белого движения на Востоке России и Верховный Правитель России (1918–1920) – такова вкратце биография А.В. Колчака.
Талантливый и бесстрашный, преданный России, которой служил, Александр Васильевич Колчак остаётся спорной личностью в истории нашей страны – как лидер Белого движения и ярый антибольшевик. Вокруг его имени ожесточённые дискуссии не утихают. Достаточно вспомнить, как в Петербурге в 2017-м году по решению суда убрали мемориальную доску с дома (ул. Большая Зеленина, 3), в котором «с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, учёный и исследователь»…
В марте 2019 года с уголовного дела Колчака ФСБ сняла гриф «совершенно секретно», при этом доступ к материалам ограничен, так как А.В. Колчак не был реабилитирован.
Осмыслить глубину трагедии адмирала Колчака – и личную, и общественную – историкам без сомнения поможет архив семьи Колчака, выкупленный российскими архивистами и частными коллекционерами у потомков адмирала в декабре 2019 года на аукционе в Париже.
27 января 2020 года архив был доставлен в Москву в Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына. Среди раритетов, вернувшихся в Россию, письма и рукописи, служебные документы, фотографии и книги, в том числе, сохранившаяся детская фотография Александра Колчака, его паспорт лейтенанта флота, грамота императора Николая II о награждении адмирала орденом Св. Георгия Победоносца, «Евангелие», побывавшее вместе с А.В. Колчаком в полярной экспедиции, с закладкой в виде георгиевской ленты, уникальное свидетельство Гражданской войны – рукописная прокламация Временного Всероссийского правительства в Омске с редакторской правкой Верховного главнокомандующего Русской армией, многочисленные письма супруге С.Ф. Колчак, проливающие свет на малоизученные факты политической деятельности А.В. Колчака и опровергающие обвинения его в шпионаже в пользу других стран, фотографии и записки Софии Фёдоровны Колчак (1876–1956).

С.Ф. Колчак в эмиграции

С.Ф. Колчак в эмиграции.

7 февраля в Доме русского зарубежья открывается выставка, подготовленная на основе данного архива.
Предлагаем вниманию читателей статью нашего друга – историка, исследователя жизни семьи адмирала А.В. Колчака в эмиграции Людмилы Абраменко «Смерть Адмирала».
Л.В. Абраменко была дружна с внуком адмирала А.В. Колчака – Александром Ростиславовичем Колчаком (1933–2019). Ей единственной при своей жизни он позволил познакомиться с семейным архивом, и начать работу над книгой по материалам этого архива. Людмила Абраменко книгу написала (готовится в свет издательством «Русский путь» при поддержке Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, рабочее название «София Колчак: “Пройдя по краю сцены русской жизни”»).
Благодарим Людмилу Валентиновну Абраменко-Лёбле за текст, переданный для публикации на нашем сайте (в феврале и в ежемесячнике «Русская мысль» [Лондон]).
Татьяна Акулова-Конецкая

ЛЮДМИЛА АБРАМЕНКО
СМЕРТЬ АДМИРАЛА

Ночь на 7 февраля 1920 года (25-е января по так называемому «старому стилю») в окрестностях Иркутска выдалась необычайно морозной даже для Сибири. Воздух был «прозрачен и даже звонок», как издает легкий звон чисто-вымытое стекло. Звезды сияли так ярко на черном небосклоне, словно «салютовали» своим светом тому, чья «звезда» должна была вскоре погаснуть.
У заднего двора губернской тюрьмы г. Иркутска стояли две подводы. С неприятным скрежетом отворилась дверь, и появилась группа прибывших накануне солдат красноармейцев, сомкнувшихся в кольцо, внутри которого находились два человека. Один был отчужденно спокоен, другого самообладание покинуло, и весь вид его говорил о смертельном страхе. Первый – несколькими днями ранее отрекшийся от власти Верховного Правителя России, но сохранивший честь русского офицера, адмирал Александр Васильевич Колчак, второй – бывший премьер-министр правительства Колчака Виктор Николаевич Пепеляев.
Красноармейцами руководил начальник гарнизона и комендант г. Иркутска И.Н. Бурсак (настоящее имя – Борис Яковлевич Блатиндер). Общее же руководство осуществлял тот, кто последние дни допрашивал Александра Васильевича, председатель Чрезвычайной следственной комиссии Чудновский Семен Григорьевич (настоящее имя – Самуил Гдальевич).
Время карателями для совершения злодеяния было выбрано раннее, не ночь, но еще и не рассвет – начало пятого утра. «Дело темное, сокрытное», к чему лишние свидетели. Место было определено заранее. Поспешили к проруби в реке Ушаковки, впадающей в этом месте в Ангару. Где как не под панцирем замершей воды лучше всего спрятать зимой трупы. Меньше всего убийцы размышляли о том, что место предстоящего расстрела не простое, намоленное тысячами паломников стоящего рядом монастыря Знамения Пресвятой Богородицы, одного из старейших монастырей в Сибири (Знаменский женский монастырь).
Кто конкретно стрелял в Колчака и Пепеляева, сколько было членов расстрельной команды, каковы были последние слова осужденных, да и действительно ли казнь произошла у реки, а не во дворе тюрьмы (одна из версий)? Много версий и даже красивых легенд существует на этот счет. Пускай остается в истории каждая легенда. Легенды не слагают о «простых» смертных.
Александр Васильевич Колчак был незаурядной личностью. Выбранный представителями Белого движения Верховным Правителем России, он возглавил борьбу этого движения против Ленина и «красных». Непримиримость обеих сторон ввергла Россию в Гражданскую войну. В столь смутное время принять «крест власти Верховного вождя», по определению Колчака, и нести эту ношу» – было тяжелой долей для человека, не сведущего в политических стратегиях борьбы. Но уклониться от доверия было не для русского офицера, воспитанного в понятиях чести и достоинства, на всем пути служения Родине не отступившего от присяги.
Его имя стоит в ряду имен бесстрашных мореплавателей, исследовавших для России возможности морского пути вдоль берегов Восточной части России и приумножавших территорию Российской Империи новыми землями. В 26 лет молодой морской офицер в чине лейтенанта принимает участие как гидрограф в полярной экспедиции Императорской Академии Наук под руководством барона Э.В. Толля.
А спустя уже год, Колчак поспешит ему на помощь и возглавит рискованный, в тяжелейших арктических условиях поход на остров Беннета.

Лейтенант А. Колчак. 1901 год

Лейтенант А.В. Колчак в кают-компании шхуны «Заря». 1901 год.

Во время экспедиции с Колчаком случилось несчастье: провалившись в полынью, он сильно переохладился, что будет долго отзываться сильнейшими ревматическими болями. Найти Толля и его группу не удалось, но были обнаружены ценные научные материалы: отчет Толля об экспедиции, его дневники, геологическая коллекция. По итогам этой экспедиции Колчак получил высшую награду Русского Географического Общества – Константиновскую медаль, а в морской офицерской среде уважительное прозвище «Колчак полярный». Один из открытых во время плавания островов нанесен на карту с именем Колчака.Сам же молодой ученый и путешественник пожелал оставить память о девушке, с которой был помолвлен, назвав именем «София» мыс в юго-восточной части острова Беннетт.
Карьера решительного, страстно отдающегося делу возрождения мощи российского флота морского офицера росла стремительно вверх. Ему не исполнится еще 42 лет, когда он будет произведен в вице-адмиралы. Колчак возглавит Черноморский флот и станет самым молодым командующим в Российском Императорском флоте. Человек импульсивный, вспыльчивый, но справедливый и мужественный. Его любили и уважали сослуживцы.
Трагична его смерть. Тело сбросили в «черную» полынную воду. Жизнь отважного полярного путешественника и исследователя, как и военная служба, связаны были с водой. Так и ушел под воду этот героический человек. Свет звезд на небосклоне потускнел: то ли рассвет уже близился, то ли погасла наиболее яркая – «звезда адмирала Колчака».
Руководители расстрельной команды поспешили документально оформить «блестяще проделанную работу» и доложить по цепочке, что задание выполнено. С кого начиналась цепочка, кто отдал приказ на расстрел адмирала Колчака, не дожидаясь суда?
Наиболее часто историками цитируется «записка» Ленина на имя заместителя Председателя РВСР (Революционный военный совет республики) Э.М. Склянского, правой руки Троцкого. Вероятно, часто замещая «шефа», Склянский своими деловыми качества был хорошо известен Ленину.
«Пошлите Смирнову шифровку (речь идет о И.Н. Смирнове – председателе Революционного совета 5-ой армии, он же председатель Сибирского революционного совета. – Л. А.): не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступили так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин. Подпись тоже шифром». Содержатся в записке и несколько вопросов: «Беретесь ли сделать архи-надежно? Где Тухачевский? Как дела на Кав[казском] фронте? В Крыму?» Датирована записка январем 1920 года.
Историки будут продолжать исследовать все обстоятельства гибели адмирала и задаваться вопросом: «С чего всё началось? С предательства союзников, отдавших охраняемого ими же Колчака Иркутскому Политцентру с согласия французского генерала Мориса Жанена, с легкостью «забывшего» о данном Колчаку обещании предоставить безопасность»? Или еще раньше, когда адмирал возглавил Белое Движение только во имя одной цели.
«…стереть большевизм и все с ним связанное с лица России, истребить и уничтожить его. В сущности, говоря, все остальное, что я делаю, подчиняется этому положению…», – писал он в последнем письме жене и сыну во Францию. В этой жестокой борьбе, «побежденному – горе!».
Он встретил смерть достойно. И когда еще не остывшее тело сбросили в черную бездну проруби, над сомкнувшимися водами появился легкий парок. Может то душа покинула мученическое тело? Куда устремилась она? К двум женщинам, каждая их которых стала судьбой для Александра Васильевича.
Одна была совсем близко, но «...мертвый сон, сваливший меня в тот час, когда он прощался с жизнью, когда душа его скорбела смертельно…», – будет вспоминать она эту черную ночь (из кн.: «Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...» / сост. Т.Ф. Павлова, Ф.Ф. Перченок, И.К. Сафонов).
Анна Васильевна Тимирёва (урожденная Сафонова, была замужем за С.Н. Тимирёвым, затем – В.К.Книпером) (1893–1975), спутница последних двух лет жизни адмирала, отогревшая своей нежностью душу страшно усталого человека. С первых дней ареста А.В. Колчака она находилась в той же иркутской тюрьме. Её камера располагалась на первом этаже, что и камера Александра Васильевича. «Счастьем» для обоих были редко выдававшиеся минуты недолгих прогулок по тюремному двору, единственная возможность увидеть любимого человека. Свое заключение она выбрала добровольно, по велению сердца, как по велению сердца, поддавшись охватившему обоих чувству, оставила мужа, С.Н. Тимирёва, контр-адмирала, соратника А.В. Колчака, как и он прошедшего во время русско-японской войны плен в Порт-Артуре, во время Белого движения на Дальнем Востоке командующего морскими силами.
«…Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его и была с ним близка и не могла оставить его в последние годы его жизни. Вот, в сущности, и все…», – напишет Анна Васильевна позднее. За это мгновенье «все» она расплатилась тюрьмами, лагерями и ссылками, которые забрали почти тридцать лет жизни.
А на юго-западе Франции, в предгорьях Пиренеев в городе По (фр. Pau) тревожным сном спала другая женщина. София Федоровна Колчак (урожденная Омирова), венчанная единственная жена Александра Васильевича. «Пройдя по краю сцены русской жизни как госпожа Колчак», она расплатилась своей горькой судьбой на чужбине. Спасаясь от мести большевиков, сберегла сына и род Колчаков.
«…Все, что я могу сейчас желать в отношении Тебя и Славушки, чтобы вы были в безопасности и могли бы прожить спокойно вне России настоящий период кровавой борьбы до Ее возрождения…», – из последнего письма адмирала супруге во Францию.
Новости о событиях в Сибири София Федоровна Колчак узнавала из русских и французских газет, заголовки которых в январе 1920 года становились тревожнее день ото дня. Она продолжала зажигать каждый день лампадку перед привезенной с собой иконой – образом Спасителя, еще надеясь предотвратить беду, уже черным крылом наползающую на семью. Проснувшись утром 7 февраля, заметила, что лампадка не зажигается. «Надо купить новые фитили», подумала София Федоровна, но сердце кольнуло от страшного знамения, и на глаза навернулись слезы, когда зашла в комнату к безмятежно спавшему сыну. Через месяц ему исполнится 10 лет. Ранним утром 7 февраля они еще не знали, какой страшный «подарок» приготовила судьба.
12 февраля во Франции в газетах появилось сообщение: «Адмирал Колчак казнен».
Прошло сто лет. У стен Знаменского монастыря в скверике стоит памятник. Вылитый в бронзе адмирал Колчак «смотрит» на воды реки, поглотившие когда-то его тело. На барельефе памятника, по замыслу скульптора В.М. Клыкова изображены два солдата в форме Красной и Белой армии, штыки винтовок которых опущены в знак примирения. 
Примирись, Россия, и поклонись.
2020 год
Париж (Франция)

Памятник А.В. Колчаку в Иркутске




Новости

Все новости

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru