Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

08.01.2019

170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.О. МАКАРОВА

8 января 2019 года исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося флотоводца, океанографа, полярного исследователя и кораблестроителя вице-адмирала 
Степана Осиповича Макарова.

С.О. Макаров

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ
27 декабря 1848 (8 января 1849) – 31 марта (13 апреля) 1904
Портрет (масло, картон) выполнен в конце 1950-х годов
матросом Северного флота.
Подарок Морскому фонду имени Виктора Конецкого
от вдовы морского офицера Г.Л. Рапопорт.

С.О. Макаров родился в Николаеве-на-Буге в семье морского офицера, выслужившегося из рядовых.
«Чтобы сделаться хорошими моряками, – считал Макаров, – надо подолгу оставаться в море и этим приобрести привычку быть между небом и водой и считать море своим домом». Степан Осипович Макаров прошёл во флоте путь от мичмана до вице-адмирала. Участник двух войн – Русско-турецкой и Русско-японской, командовавший кораблями и эскадрами, он полагал, что «быть военным моряком и оставаться в стороне от большой справедливой войны – не самая яркая строка в офицерском послужном списке».
Изобретатель и кораблестроитель, создатель первого в России ледокола «Ермак», один из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути; разработчик русской семафорной азбуки;учёный, удостоенный Макарьевской премии Академии наук, автор многих научных книг и статей – это далеко не полный перечень деяний и заслуг Степана Осиповича Макарова.
С.О. Макаров – единственный из русских флотоводцев, которому довелось послужить на всех четырех театрах нашего флота: Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном, который он, по сути, и создал.
«Морякам больше, чем кому-нибудь, необходимо усвоить мысль: “Погибнуть с честью”» – это слова адмирала Макарова. Он погиб на командирском мостике флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск» во время Русско-японской войны под Порт-Артуром.

НАШ АРХИВ

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ
ИЗ ОЧЕРКА «КРОНШТАДТ»

…Из старенького автобуса я вышел у Якорной площади. Она была пустынна – ни одного человека.
Огромная площадь. Огромный Морской собор Николы Чудотворца – старинного покровителя мореходов. Собор напоминал Босфор. (Потом я узнал, что он действительно в плане повторяет Святую Софию в Стамбуле).
Над огромной площадью, которая служила когда-то свалкой отработавших, уставших якорей, стоял в полном одиночестве бронзовый адмирал Макаров.

Памятник С.О. Макарову в Кронштадте

Восемь могучих якорей Ижорского завода по 95 пудов 5 фунтов каждый крепили его покой и его надежды. По необтесанной скале-пьедесталу взметнулась черная штормовая волна, достигнув самых ног Степана Осиповича. Скалу для памятника подняли со дна морского на рейде Штандарт. Хорошо придумали – поставить адмирала, боцманского сына, внука солдата, на подводном камне с рейда Штандарт.
До того, как Петр привел к острову Котлин первый фрегат, царский штандарт символизировал власть России над тремя морями. И вот: «в тот образ четвертое море присовокуплено» – Балтийское.
На цоколе памятника знаменитое: «ПОМНИ ВОЙНУ».
Вокруг мощенная булыжником площадка.
К булыжникам и торцам у меня нежная симпатия. Когда прошлые скульпторы и архитекторы задумывали свои творения, они, естественно, учитывали фактуру той тверди, на которую свои творения ставили. Бесполая стерильность асфальта гармоничность их замыслов нарушает.
Степан Осипович Макаров – один из самых замечательных наших моряков. Когда «Ермак» уже сходил в Арктику, а потом спас уйму судов в Ревеле и броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» и когда имя Макарова уже гремело на весь свет, он издал приказ «О приготовлении щей». От века цинга среди матросов и солдат в Кронштадте была обыкновенным делом. Так вот, Макаров командировал на Черноморский флот врача-гигиениста, а оттуда выписал аса-кока. Кроме того, он приказал периодически взвешивать всех матросов, чтобы командиры кораблей всегда знали: худеют их «меньшие братья» (такое выражение было принято о рядовых в «интеллигентной среде») или толстеют.
На памятнике Макарову выбита эпитафия. Автора не знаю.

Спи, северный рыцарь, спи, честный боец,
Безвременно взятый кончиной.
На лавры победы терновый венец
Ты принял с бесстрашной дружиной...
Твой гроб – броненосец,
Могила твоя – холодная глубь океана.
И верных матросов родная семья
Твоя вековая охрана.
Делившие лавры, отныне с тобой
Они разделяют и вечный покой...
Ревнивое море не выдаст земле
Любившего море героя...
И тучи, нахмурясь, последний салют
Громов грохотаньем ему отдадут…

Ведь вроде простые слова, да еще и компиляция: и «Вещим Олегом» пахнет, и лермонтовские строчки сквозят, но как все это вместе бьет по сердцу! Как будто слышишь все наши старые морские песни и обоих «Варягов»: «Чайки, несите в Россию...» и «Наверх вы, товарищи...». И морские песни последней войны: «Заветный камень» и «”Гремящий” уходит в поход...».

ЭБР Петропавловск

И видишь огромный «Петропавловск», который в одну минуту перевернулся, показав над волнами обросшее водорослями и ракушками днище, – горестное и жуткое зрелище.
Пользуясь тем, что площадь пустынна, и никто моей сентиментальности не увидит, я встал на колено и помянул адмирала, и Верещагина, и матросов «Петропавловска», и всех матросов Цусимы, которые семь десятков лет тому назад снялись из Кронштадта на помощь адмиралу и своим порт-артурским братцам…
1978 год

Кронштадт. Памятник С.О. Макарову

Кронштадт. Памятник С.О. Макарову.

Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого. 2019 год.

ПРИМЕЧАНИЕ

Памятник адмиралу С.О. Макарову на Якорной площади в Кронштадте (скульптор Л.В. Шервуд) был открыт 24 июля 1913 года.
Об авторстве эпитафии на памятнике до сих пор спорят. Некоторые исследователи уверенно называют её автором поэта Е. Лебедева, другие – кадета Владимирского Киевского кадетского корпуса (выпуск 1910 года) С. Лобановского; авторство приписывали даже королеве Эллинов Ольге Константиновне, и японскому поэту Исикава Такубоку, автору стихотворения «Памяти адмирала Макарова» (1904 год).
В книге «Никто пути пройденного у нас не отберёт» Виктор Конецкий рассказывает:
«…Ночью с левого борта в бинокль видны зарева над Хоккайдо. 
Там где-то могила японского поэта Такубоку. Эпитафию сочинил он сам: 

                                           На северном берегу,
Где ветер, дыша прибоем,
Летит над грядою дюн,
Цветёшь ли ты, как бывало,
Шиповник, и в этом году?

После гибели адмирала Макарова на броненосце “Петропавловск” Такубоку напечатал в газетах стихи, посвящённые русскому адмиралу. Он восхищался мужеством противника и воспел благородство врага своей страны ещё в разгар войны! Любимым писателем Такубоку был Лев Толстой…».

…Мой друг Макаров! Ты сошёл в могилу,
Но в имени твоём, в моих стихах,
В бессмертной правде отыщу я силу,
Чтоб быть, как ты, в передовых бойцах, – писал поэт.

Поэт Исикава Такубоку (20 февраля 1886 – 13 апреля 1912) умер от туберкулёза в возрасте двадцати шести лет – в день памяти адмирала С.О. Макарова и погибших с ним – художника В.В. Верещагина, офицеров и матросов эскадренного броненосца «Петропавловск».
Татьяна Акулова-Конецкая

Морской Никольский собор в Кронштадте

Кронштадтский Морской Никольский Ставропигиальный собор 

(Морской собор святителя Николая Чудотворца) на Якорной площади.
Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого. 2019 год. 




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru