Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

25.10.2018

«ПЕРЕГОН»

С 5 мая по 1 ноября 1955 года Виктор Конецкий состоял в должности капитана Морского агентства по перегону судов, и с 24 июня по 10 сентября 1955 года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне МРСов из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый переход каравана малых рыболовных сейнеров Северным морским путём.

Виктор Конецкий. 1955 год

Виктор Конецкий. 1955 год.

«Никому из капитанов не было тридцати лет, а мне двадцать шесть. Американцы, конечно, следили за караваном, ибо тогда через Арктику шли и наши подводные лодки. Им тоже было весело во льдах, хотя они и были обшиты в “шубы” – доски и брёвна. Американцы писали в своих газетах, что большевики сошли с ума. Правильно писали. Но мы прошли, а не сошли» – вспоминал Виктор Конецкий на страницах своего дневника.
Это событие нашло художественное осмысление – в его ранней повести «Завтрашние заботы». И в главном герое легко узнаётся сам автор.
Сюжет повести прост: два капитана, Глеб Вольнов и Яков Левин, дружески расположенные друг к другу, влюблены в одну женщину – Агнию, и оттого возникает «любовный треугольник». Моряки идут Северным морским путём – перегоняют МРСы из Петрозаводска на Дальний Восток. Это серьёзная и небезопасная работа, а механиком на перегон капитан Вольнов берёт отца своего погибшего друга – опытного, но пожилого механика Битова (он не может жить без моря)… Впереди – долгая дорога, монотонная, но нужная работа, ожидание писем из Архангельска и встречи с любимой женщиной, которой не суждено будет случиться из-за мужской неопытности молодого Вольнова, и смерть старика-механика.
Повесть Виктора Конецкого «Завтрашние заботы» впервые была опубликована в журнале «Знамя» (1961, № 2). Критик Владимир Лакшин отозвался на публикацию строгой рецензией «Робкие мужчины» (Нов. мир. – 1961. – № 8), в которой призывал автора «не тешиться туманными романтическими настроениями и придуманной поэтичностью»…
Но именно эта повесть в разные годы вызывала особый интерес кинематографистов.
Первая экранизация – фильм «Завтрашние заботы» (режиссёры Григорий Аронов и Будимир Метальников) – вышла на экраны в 1963 году (фильм снят в 1962-м).

Завтрашние заботы. 1962 год

В главной роли Глеба Вольнова снимался Анатолий Азо, фильм «Завтрашние заботы» открыл ему дорогу в кинематограф.
Анатолий Азо закончил ремесленное училище, и ударно трудился токарем-карусельщиком на Ленинградском металлическом заводе (был даже представлен к званию Героя Социалистического Труда). Одновременно он посещал Народный театр Выборгской стороны, где был замечен на одном из спектаклей директором Псковского областного театра. В Пскове он проработал один сезон: пройдя пробы на роль Вольнова, вернулся в Ленинград.
Роль капитана Левина в фильме исполнил Юрий Дедович, роль Агнии – Елена Добронравова (в начале литературного пути её муж писатель Эдуард Шим был соавтором Виктора Конецкого – ими написаны в 1957 г. литературный сценарий «Своими руками», а в 1958 г. киноповесть «Опора»).
Картину снимали в Архангельске и в Красноярском крае. В те годы ещё не изменился облик старого Архангельска, деревянной Соломбалы в дельте Северной Двины, ещё выходили в море двухтрубные ледоколы и МРСы (сегодня один из последних стоит у причала Музея Мирового океана в Калининграде).
«Съёмки были очень сложными. После Архангельска мы дошли на двух зверобойных шхунах до Диксона и дальше в устье Енисея. Испытали на себе шторма, как говорят моряки, искали паковые льды… Искали правду Севера. Всё по Конецкому…» – рассказал нам Юрий Игнатьевич Дедович.
Оценивая фильм Г. Аронова и Б. Метальникова, кинокритики отмечали, что режиссёры «Завтрашних забот» слишком много усилий затратили на погружение в сугубо формальную сторону повести.
«…Долгая и нелегкая морская жизнь самого автора [Виктора Конецкого] превратила море в его произведениях в настолько органический и внешне будничный фон, что словесная шелуха восторгов отлетает. Остаётся любовь к морю, его знание, доскональное, глубокое. Отлетает красивость – остаётся суровая красота. И это происходит не только с пейзажами, но прежде всего с героями морских рассказов. Они просты и внешне непримечательны. Они труженики и работают, думают, действуют без позы, без эффектов. Прокуренные трубки не дымят в зубах просоленных капитанов, и разбитные матросы не совершают эквилибра на вантах. Конецкий пишет точно и спокойно, без бенгальских огней. Зато потом, когда закрываешь книгу, происходит удивительное: казалось бы, будничное, “рабочее” море, молчаливые, нескладные люди – но всё это оборачивается высокой романтикой мужества и глубокой человечностью. Этот “ключ” почему-то безнадежно потеряли или не стали искать ленинградские кинематографисты…» (Гуревич Л. Как обрезают крылья // Искусство кино. – 1963. – № 8).
Перевести литературу на язык кино сложно. Действительно, как быть с размышлениями автора, с его точным словом? Как передать сдержанную, строгую и в то же время интеллектуальную атмосферу повести?..

В 1984 году на экраны вышел телефильм по повести Виктора Конецкого «Завтрашние заботы» режиссёра Олега Рябоконя – под названием «Перегон».
В роли Глеба Вольнова снимался Александр Михайличенко – в то время актёр Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр).
Роль капитана Левина исполнил харизматичный Валентин Гафт (запоминается и исполнение им в фильме «Сентиментального марша» Булата Окуджавы).
Роль Агнии исполнила ленинградская актриса Марина Старых, а роль матери Вольнова – Тамара Ивановна Алёшина (Толубеева), легенда Александринки (в 1945 году она прославилась в роли старшего лейтенанта Маши Светловой в киноленте «Небесный тихоход»).
Телефильм снимали в Усть-Нарве, на территории небольшого порта рыболовецкого совхоза, и во внутренних водах Балтики. «Архангельском» стали ленинградские Озерки.
Съёмки, по рассказам нашего друга Вячеслава Алексеевича Иванца (он работал на фильме помощником оператора), пришлись на март, и «арктический лёд» пришлось заимствовать на рыболовецком заводе, где были специальные холодильники для хранения рыбы…

Перед съёмками. 1984 год

Перед съёмками «Перегона».

В Усть-Нарве. 1984 год

Съёмочная группа в порту Усть-Нарвы.

В. Гафт - в центре - с членами экипажа

Валентин Гафт (в центре) с членами экипажа МРС.

А. Михайличенко и М. Старых. Съёмка эпизода

Александр Михайличенко и Марина Старых. Съёмка эпизода фильма.
Любительские фото: Вячеслав Иванец. 1984 год.

В 2006 году московским режиссёром Александром Аравиным снят 4-хсерийный фильм «Завтрашние заботы». Сценарий фильма написал Андрей Дмитриев (прозаик, лауреат премий «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Большая книга»). И это самая удачная трактовка повести Виктора Конецкого, в которой нет резкого педалирования на пресловутый «любовный треугольник», ревность и примирение во имя мужской дружбы. Режиссёру удалось главное: показать точные проявления характеров героев Конецкого, и потому процесс развития их чувств и переживаний на фоне архангельских белых ночей и арктического пространства стал интересным.
Человеческие отношения интересовали режиссёра прежде всего. И всё же, именно в этом фильме отчётливо проявился главный персонаж Виктора Конецкого – Океан, который у писателя всегда одушевлён: он «всё знает», он «любит» или «не любит». Фильм снимали в Архангельске и в Арктике.
Режиссёр фильма постарался сохранить ритм и атмосферу середины 1950-х годов, и потому фильм сознательно сделали чёрно-белым.
Картина А. Аравина «Завтрашние заботы» пролежала на полке восемь лет: «не формат», говорили теленачальники…
Главные роли в фильме исполнили Дмитрий Ульянов (Вольнов), Александр Лазарев-мл. (Левин) и Анастасия Аравина (Агния). В картине также заняты замечательные актёры Светлана Тома, Пётр Зайченко, Андрей Белый и другие.

Вольнов - Д. Ульянов

Дмитрий Ульянов в роли Глеба Вольнова.

Дмитрий Ульянов вспоминал: «В картине мне очень дорога линия матери – её играет Светлана Тома, линия благоговейной любви к ней маленького сына на фоне блокады. Блокадные кадры, документальные и художественные, это, мне кажется, главный ключ к фильму. Ведь Виктор Викторович сам был блокадником. И он, зная, что среди моряков робких мужчин отродясь не водилось, хорошо объяснил, откуда эта нерешительность по отношению к женщине – ну не знает мой влюбившийся герой, как подступиться к Агнии! Потому что не научен, потому что безотцовщина, как и полстраны военных мальчишек...» (Комс. правда. – 2014. – 6 июня).

Герои Виктора Конецкого дороги нам своими характерами, вдумчивым отношением к миру, своими размышлениями о жизни, любви, времени. И не случайно мы вспоминаем старые любимые книги и фильмы, ведь «ничего нельзя забывать», как и вычеркнуть из творческой биографии писателя.
Татьяна Акулова-Конецкая

Сердечно благодарим Вячеслава Алексеевича Иванца за внимание 

к памяти В.В. Конецкого и редкие фотографии из личного архива,  
переданные Морскому фонду имени Виктора Конецкого.  



Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru