Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

24.01.2017

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК ПЁТР РЕЙХЕТ

     Автограф художника

 По следам наших публикаций

      «Любовь к морю – детское чувство. Она не мешает ненавидеть купание. И в этом большой смысл. Нас тянет в огромные пространства вод не потому, что мы водолюбивые существа. Мы можем утонуть даже в бочке дождевой воды. Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш пленённый дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даём себе в этом отчёт». 

Виктор Конецкий

В публикации Н.А. Кузнецова «Память об адмирале А.В. Колчаке – от Санкт-Петербурга до Арктики» на страницах нашего сайта (13.11.2016) сообщено, что первый крест в память А.В.Колчака был установлен на острове Беннета в 1987 году участниками Гляцио-геоморфологического отряда экспедиции Арктического и Антарктического института, среди которых были С.Р. Веркулич, А.Г. Крусанов, М.А. Анисимов и художник П.В. Рейхет.
Имя Петра Рейхета известно не только петербуржцам. Но каким образом художник, известный своими инсталляциями, объектами в стиле поп-арт из ржавого железа и папье-маше, провокационными «эротическими иконами», мог оказаться на о. Беннета?!
Ответ на этот вопрос пришёл из Парижа от нашего друга – искусствоведа Веры Трэмон, дочери контр-адмирала И.Г. Святова.
«Было Пете 12 лет, когда началась наша дружба с Ларисой и Виктором Рейхетами. Я его знала очень хорошо, очень его любила, он был мой мальчик, – вспоминает Вера Ивановна. – В детстве он звал меня тётей Верой, что мне совсем не нравилось, потом отвык… Я в те времена, как только открывалась навигация 1 мая, переселялась на яхту в клуб ВМФ на Шкиперском протоке. Туда же увлекала и моих друзей. Ходили на форты, в Петергоф, бывало и в Кронштадт, тогда закрытый, но мы ходили под флагом ВМФ, а это было другое дело, да ещё нередко и с вице-адмиралом Анатолием Николаевичем Петровым... Юный Пётр радовался Маркизовой луже... Петя рисовал замечательно, уже учился в средней художественной школе при Академии художеств, был сосредоточенный, немножко в себе и очень самостоятельный».
Пётр Рейхет родился в Одессе в 1953 году. Его отец – Виктор Иосифович Рейхет (1922–2000), прекрасный пейзажист и портретист (его называют лучшим колористом XX века), работал в импрессионистской манере.

Виктор Рейхет. Портрет Пети

Виктор Рейхет. Портрет Пети. 1962 год.
Из собрания семьи Рейхет.

«Годы шли, Пётр мужал, обретал свой художественный почерк, абсолютно отличный от отцовского. Дипломную картину вынес с Земли Франца-Иосифа, куда сподобился как-то попасть, наверное, с Географическим обществом в качестве художника, как когда-то Брюллов на Ионические острова. Тут всё и определилось: неукротимая страсть к ледяному Северу» – рассказывает Вера Трэмон.
В 1977 году Пётр Рейхет окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии Художеств СССР (мастерская В.М. Орешникова), его дипломная работа – серия пейзажей «На Земле Франца Иосифа» – получила оценку «отлично». «Для Петра Рейхета ещё со студенческих лет стало традицией отправляться летом в разные экспедиции. Начинал он с экспедиций на Крайний Север, бывал на архипелагах в Северном Ледовитом океане. Сколько прекрасных романтических и сказочных, правдивых и суровых произведений он создавал, вдохновляемый своими путешествиями и приключениями!» – вспоминает Александр Сизиф, знавший художника.

Арктика

В Арктике

Пётр Рейхет. Работы из Арктического цикла.

П.В. Рейхет серьёзно занимался исследованием Севера и с 1976 по 1987 годы участвовал в трёх полярных экспедициях на Землю Франца Иосифа, Северную Землю, был на дрейфующей станции «Северный полюс-22» и острове Беннетта архипелага Де-Лонга в Восточно-Сибирском море, в составе архипелага Новосибирских островов – в качестве инженера-геоморфолога. Новую для себя сферу деятельности (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности – суши, дна океанов и морей) Пётр Викторович освоил самостоятельно, помогая специалистам в долгих экспедициях, чем заслужил их профессиональное уважение.
«Пётр регулярно участвовал в полярных экспедициях – к великому неодобрению матери Ларисы Сергеевны: она очень боялась за него. Да и как не бояться? Полгода сидеть во льдах и снегах на острове Беннета, близко общаться с белыми медведями, к весне голодными, и жить столь рудиментарной жизнью, которую нормальный человек выдержать вряд ли способен…» – рассказывает Вера Трэмон.

Крест на о. Беннета. 1987 год

Крест, установленный в память А.В. Колчака на о. Беннета в 1987 году. 
Фото предоставлено А.Г. Крусановым. 

Петра Рейхета не отпускала мечта увидеть противоположный конец Земли. В 2010 году мечта осуществилась – художник стал участником Российской Антарктической Экспедиции. С конца октября 2010 года по начало марта 2011 года он в должности инженера-геоморфолога провёл сезон на российской полярной станции Беллинсгаузен, расположенной на острове Кинг Джордж, в 120 милях от материковой Антарктиды в проливе Дрейка, между Тихим и Атлантическим океанами. В свободное от экспедиционных обязанностей время Рейхет рисовал, писал акварелью и пастелью.

Пётр Рейхет. Одиночество

Пётр Рейхет. «Одиночество». Акварель из Антарктической серии.
2010 год.

Пётр Рейхет. Голубая бухта 

Пётр Рейхет. «Голубая бухта I». Акварель из Антарктической серии, 2010 год.

Пётр Рейхет. Голубая бухта 

Пётр Рейхет. «Шторм во время прилива». Акварель из Антарктической серии, 2010 год. 
Работы из собрания семьи Рейхет. 

Пётр Рейхет интересный и разносторонний художник – он писал портреты в академической манере, работал в традиционных графических техниках (литография, рисунок углем, сангиной, тушью), создавал абстрактные холсты и коллажи, делает т. н. «левкасы», композиции в технике масляной пастели, – и постоянно менялся, «ускользая от устойчивых определений», как писали специалисты. Коллеги отмечали: то, что он «вытворяет» «кажется делом рук разных – часто противоположных – художников». 
Вспоминает Вера Трэмон: «Петя был интеллектуально и творчески независим. Независим от отца, живописный талант которого был высок, независим от мнений и оценок профессионалов и профанов, независим в своих политических взглядах и суждениях. Он довольно быстро освободился от академического аркана. Виктор Иосифович с сомнением относился к творческим экспериментам сына, ворчал: “куёт какое-то железо, делом не занимается, хулиганит”, мать удивлялась, сомневалась, и откровенно восхищалась петиными успехами. Да и есть чему. Многие ли портретируют Henri de Monpezat, супруга Маргариты II, королевы Дании, или кардинала Конига, первого прелата Австрии? И петин master-classe в Копенгагене имел успех. Успех был и в Париже, в галерее на улице Святого Иакова.
В отличие от отца, Петя не был живописцем в строгом понимании этого слова. Он был графичен, лаконичен в цвете, почти монохромен в своих северных пейзажах, концептуален. То, что он называл “эротическими иконами” на самом деле не имеет никакого отношения к иконе, просто он писал на досках, подготовленных как бы для икон, отлевкасенных и с ковчегом. Но на них нет ни святых, ни религиозной тематики – никакого намека на богохульство. Персонажи и композиции на них забавны, гротескно-веселы, ярки, с золотыми вставками и нередко нарочито на грани дурновкусицы. Я их любила, но устрашала Петра угрозой, что ему как-нибудь где-нибудь намылят за них морду. Он смеялся...».

Пётр Рейхет. Мария 

Пётр Рейхет. Мария. Из собрания В.И. Трэмон. 
Вера Трэмон:«Петя называл их иконами, но надо понимать слово “икона” не в привычном нам смысле инкарнации, а в первородном семиотическом греческом “eikôn” – образ, изображение…».

Сюжетами картин Петра Рейхета становились и окружающая реальность, и собственные фантазии. Он часто мифологизировал полярные будни, включая их в старинную средневековую традицию изобразительных повествований о далёких землях.

Пётр Рейхет. Варяги-Грумелане

Пётр Рейхет. Варяги-Грумелане. Темпера. 1986 год.
Из собрания Веры Трэмон.

«У нас в Париже Петя бывал часто, спал на полу без всяких предрассудков, очень любил пьерову кухню и самого Пьера (Пьер Трэмон – учёный-экономист, профессор Пантеон-Сорбонны, муж В.И. Трэмон. – Т.А.), с которым дружил, – рассказывает Вера Ивановна. – Первый раз он приехал к нам в начале 1980-х, в самое кондовое советское время. Жил два или три месяца, открывал для себя Париж. Денег – никаких, живопись была не в моде, никто ничего не покупал, если ты не Пикассо. Чтобы чуть-чуть заработать, я устроила его петь несколько вечеров в каком-то русском ресторане – он, ведь, замечательно пел, чуть картавя, – и “жестокие” романсы, и “на Дерибасовской” (у меня сохранились записи), аккомпанировал себе на гитаре или фортепиано.
Тут же мы придумали написать пару икон, настоящих, с целью пополнить кошелёк. Украли у Пьера кухонную доску подходящего размера, но неудачно: Пьер покражу тотчас же обнаружил, устроил нам несусветный разгон и доску отобрал. Петька с досады пошёл по Парижу промышлять по части дощечки и, вообрази себе, нашёл целых две на стрелке Сены, где большой конный монумент Зелёному Волоките, Генриху IV. В результате, создал две иконы – замечательные: совместив московскую и суздальскую школу – Победоносца, и великолепного Илью Пророка – по псковскому образцу. Продать или, как прилично было в древней Руси говорить, обменять иконы на деньги, нам не удалось, – такие уж мы коммерсанты! И вот, изумрудно-оранжевого пророка Пётр подарил знакомой немке, а Святой воин остался у меня. Пришлось опять зарабатывать вокалом.

Пётр Рейхет. Cв. Георгий Победоносец

Пётр Рейхет. Святой Георгий Победоносец.
Из собрания Веры Трэмон.

Это я рассказываю для того, чтобы попросту сказать, что Петя был очень талантлив и мастер на все руки. Он мог делать всё: писать Землю Франца-Иосифа, прозрачные ледяные полярные акварели, Илью Пророка, портрет датского принца-утешителя в технике старых мастеров, вырубить в ещё советскую эпоху крест Колчаку, поставить абстрактный монумент на площади в Копенгагене, изысканно развлекаться эротическими композициями, создавать сложные нордические аллегории с пиратами, китами и морскими русалками, уникально иллюстрировать Пушкина, словом – всё! Всё ему было по силам, всё – по таланту».

П.В. РЕЙХЕТ

Пётр Викторович Рейхет.
(10 ноября 1953 г. – 14 сентября 2013 г.)
Фотография из архива семьи Рейхет.

14 сентября 2013 года П.В. Рейхет, член научной экспедиции «Ямал–Арктика 2013», возвращаясь с полевых работ, которые проходили в районе полевой базы Ханарасаля в Обской губе, погиб во время переплава. Вместе с товарищами он переплавлялся в резиновой лодке марки «Посейдон-520» по Обской губе. Во время пути поднялся сильный ветер, лодка перевернулась примерно в 50-ти метрах от берега. Двое из выпавших за борт молодых людей – 26-летняя девушка и её ровесник – спаслись, Пётр Рейхет, поднятый из воды, умер от переохлаждения (гидрокостюма на нём не было), погиб и проводник (житель Ямала)…
«Суровый север вновь показал, как опасен для человека, как непредсказуема бывает арктическая природа» – такими словами откликнулся на случившееся губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. Петру Рейхету было 60 лет.

П.В. Рейхет. Ямал-2013

П.В. Рейхзет. 2013 г., Ямал 

П.В. Рейхет Ямал, 2013 год


Пётр Рейхет. Из последних работ художника. Ямал, 2013 год. 
Из собрания семьи Рейхет.

«Последний раз я его видела в феврале 2013 года, – рассказывает Вера Ивановна Трэмон. – Пётр прибежал ко мне [в петербургскую квартиру] за день до моего отъезда в Париж с только что вышедшей книгой – А.С. Пушкин “Сказки”… Красивая книга. Вот и всё… Безмерно жаль...».

А. Пушкин. Сказки. Рис. П. Рейхета 

Иллюстрации Петра Рейхета в книге А.С. Пушкина «Сказки»
( «Мир ребёнка», 2013 год).

Часть «северных» работ Петра Рейхета находится в Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики, а часть – в Дании, в Скагене. Работы художника хранятся в Третьяковской Государственной картинной галерее, Государственном Русском Музее, Архангельском музее изобразительных искусств, Вологодской картинной галерее, и других, включая зарубежные и частные коллекции.

На памятнике П.В. Рейхету 

Барельеф на памятнике П.В. Рейхета на Волковском православном кладбище («Морские леопарды» из Антарктической серии Петра Рейхета, 2010 год).

Захоронение П.В. Рейхета

Автор проекта надгробного памятника П.В. Рейхет – Наталия Пивко, 
скульптор – Павел Игнатьев. Фотография А.Б. Кустова.

Пётр Викторович Рейхет – член Союза художников России и Международной федерации художников, член Русского Географического общества – похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском православном кладбище рядом с отцом.

Подготовлено Татьяной Акуловой-Конецкой

Сердечно благодарим В.И. Трэмон, дочерей художника Веру и Елизавету Рейхет, 
 А.Б. Кустова за участие в подготовке материала.




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru