Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

02.09.2016

Национальность–ленинградец

К 75-летию со дня рождения Сергея Довлатова

«Зовут меня всё так же. Национальность – ленинградец. По отчеству – с Невы». 

Сергей Довлатов. «Марш одиноких».

«По поводу талантливых художников чаще всего чудится, что и все их жизненные трудности, несчастья, катастрофы хороши были и даже необходимы для развития и углубления их талантов. И редко приходит потребителям их продукции в башку, что, вполне возможно, без тягот и потрясений их талант расцвел бы куда гуще, и глубже, и светлее». Эти слова Виктора Конецкого (книга «ЭХО») словно обращены к Сергею Довлатову. Хотя очевидно и другое: Довлатов в полной мере состоялся как писатель даже в условиях эмиграции, и стал любимым автором миллионов читателей на родине.

Сергей Довлатов

Сергей Довлатов (3 сентября 1941 – 24 августа 1990)

Конецкий и Довлатов не были близко дружны – разница в возрасте была ощутима. Неподражаемая манера письма обоих, ироничная и размашистая, разумеется, не оставляла их равнодушными к творчеству друг друга. Сергей Довлатов, оказавшийся «третьим лишним» в официальном писательском сообществе, и, по сути, выдавленный его пренебрежением из страны, был по-человечески понятен Конецкому, а яркий талант Довлатова, лишённый снобизма и высокомерия, полный любви к так называемому «простому человеку» – родственен отношению Конецкого и к соотечественникам, и к своим вымышленным героям. 

Человеческий интерес друг к другу был рождён постоянным присутствием в их жизни, а затем – в благодарной памяти, М.С.Довлатовой.
«…После войны в Ленинграде было создано Центральное литературное объединение при Союзе писателей (литературное объединение при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель». – Т.А.), которое возглавляли два человека – прозаик Леонид Николаевич Рахманов и моя любимая тётка Маргарита Степановна Довлатова, в те годы – старший редактор издательства “Молодая гвардия”», – рассказывал Сергей Довлатов в интервью (Довлатов С. Мы начинали в эпоху застоя // Петербур. литератор. – 1992. – Дек.). – «Причем основная идеологическая нагрузка ложилась именно на неё, поскольку Рахманов был беспартийным, а моя тётка – давним и более-менее убежденным членом партии. Рахманов был известен как очень культурный, благородный и доброжелательный человек, а о своей родственнице мне говорить куда сложнее. Я знаю, что она была из числа так называемых “прогрессивных редакторов” старалась удержаться в своей работе на грани дозволенной правды, восхищалась Пастернаком и Ахматовой, дружила с Зощенко, который в свою очередь относился к ней весьма дружески, о чем свидетельствуют уважительные и даже ласковые автографы на его книгах…» 

М.С. Довлатова

Маргарита Степановна Довлатова (1907 – 1975)  

«Душой объединения была Маргарита Степановна», – вторит Довлатову многолетний редактор издательства «Советский писатель» К.М.Успенская. – «Её радовали успехи каждого. Она могла в три часа ночи позвонить Конецкому и сказать: “Вика, я только что дочитала твой рассказ. Поздравляю тебя – рассказ превосходный!” и она тратила много душевных сил, добиваясь, чтобы первые удачи молодого автора были замечены, а его детище напечатано, понимая, как это важно для начинающего литератора. А Михаил Леонидович Слонимский любил говорить: “Бездарность сама пробьётся, а таланту надо помогать”. И они помогали. А начальству это не нравилось. Маргарите Степановне предложили уйти со штатной должности на договор – взять на себя составление и редактуру очередного выпуска альманаха “Молодой Ленинград”. А когда альманах вышел в свет, договор на следующий выпуск с ней уже не заключили. Это была большая потеря и для издательства, и для объединения, и, конечно, для самой Маргариты Степановны. Вскоре она заболела и ушла из жизни. Умерла она ночью, во сне. Через день муж её, Аркадий Иосифович Аптекман, долгие годы работавший секретарём у Веры Пановой, сидя за столом, грустно сказал: “Какая счастливая Мара. Она так легко ушла из жизни…” Немного помолчал, откинулся на спинку стула и умер.
Провожали Маргариту Степановну в последний путь многочисленные её ученики и друзья. Прощальное слово сказал Олег Базунов – за себя и за своего брата, Виктора Конецкого, который был в это время в плаванье. Он говорил о том, как много сделала и как много значила для всех Маргарита Степановна» (Из книги «Эта пристань есть…»).
М.С.Довлатовой, другу и редактору своей первой книги «Сквозняк», Виктор Конецкий посвятил одну из глав романа-странствия «ЗА ДОБРОЙ НАДЕЖДОЙ» – «Дакарские сказки». «...Имён таких подвижников литературы вы не найдёте ни в писательских справочниках, ни в литературных энциклопедиях. Ведь она не была членом ССП!..» – вспоминал он Маро (так всегда называл) в книге «Кляксы на старых промокашках», посвящённой времени вхождения в литературу.
О душевной привязанности к Маргарите Степановне Виктора Викторовича, Сергей Довлатов знал: это отчётливо проглядывало в книгах Конецкого.
В начале 1990-х годов (тогда у ленинградских друзей Сергея появилась возможность навещать его в Америке) Андрей Арьев, соредактор журнала «Звезда», передал Виктору Викторовичу подарок от Сергея Довлатова – паркеровскую ручку. На картонном футляре лапидарная надпись: «В.Конецкому – с благодарностью и приветом. С.».

Автограф

Ручку эту Виктор Викторович берёг, а автограф Сергея вырезал и поместил на обложку его книги «Чемодан». Эта книга Довлатова (издана в ЛО изд-ва «Советский писатель» в 1991 году) была одной из первых книг писателя, изданных в России. Бумажная обложка, желтоватая бумага.

Книга С. Довлатова

Прочитав Довлатова, Конецкий увидел в подарке особый смысл. В книге есть эпизод: жена актёра Черкасова Нина привезла Сергею из Парижа старую вельветовую куртку, со следами масляной краски. «Я даже подумал, – пишет Довлатов, – лучше бы привезла авторучку. Но вслух произнёс: – Спасибо. Зря беспокоились». Куртка была отдана Черкасовой вдовою Фернана Леже.
Виктор Викторович, читая книгу, эти слова Довлатова подчеркнул, а сбоку текста написал: «Вот авторучку он мне и прислал». И со свойственной ему честностью приписал: «А к этой вдове я в Париже не пошёл – уступил честь Гранину, ибо хотел не просто пригубить виски, а надраться»…
Сергей Довлатов несправедливо рано ушёл. «…Давно уже живя далеко от Ленинграда – в Америке – он оставался для многих из нас близким другом, одним из лучших представителей нашей литературы за рубежом. Его непобедимая доброта, виртуозная точность слова оказалась недосягаемой для всех режимов. Он всегда делал то, что хотел, а не то, что заставляли хотеть. Уйдя от нас, он остался самым ярким из нас» – под словами некролога, опубликованного в ленинградской газете «Литератор» (31 августа 1990 года) стояли подписи многих писателей, и, конечно, Виктора Конецкого.
А ручка, подаренная Сергеем Довлатовым, по-прежнему лежит на письменном столе Виктора Викторовича, и хочется, «чтобы она дольше жива была, чтобы дольше заправка не кончилась».

Татьяна Акулова-Конецкая

Альманах Заповедник №2

Литературный альманах «Заповедник»
(Пушкинские Горы : Дом-музей Сергея Довлатова. – 2016. – №2).

На титуле воспроизведена надпись Анне и Андрею Арьевым на книге «Заповедник» (1988 г.): «... – в память о лучших местах на земле! (А я, между прочим, побывал в 12-ти странах). Ваш С.Довлатов».

Литературный альманах «Заповедник» издаётся Домом-музеем Сергея Довлатова (д. Березино близ Пушкинских Гор). Второй номер Альманаха вышел только что – к 75-летию С.Д. Довлатова, и его открывает рубрика, посвящённая писателю, его творчеству. Авторы сборника – современники Довлатова, друзья и знакомые, люди, составлявшие его творческое окружение. В Альманахе собраны стихи и рассказы блистательной плеяды ленинградских литераторов, написанные в 60–70-х годах XX столетия. Среди авторов Альманаха: Андрей Битов, Борис Вахтин, Сергей Вольф, Виктор Голявкин, Владимир Губин, Рид Грачёв, Александр Кондратов, Виктор Конецкий, Николай Крыщук, Валерий Попов, Борис Чирсков, Генрих Шеф, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский, Яков Гордин, Виктор Кривулин, Елена Кумпан, Александр Кушнер, Анатолий Найман, Олег Охапкин, Нонна Слепакова, Виктор Соснора, Сергей Стратановский, Владимир Уфлянд, Алексей Хвостенко, Елена Шварц. По-разному сложились судьбы, творческие пути ленинградских литераторов. Но в те годы всех их объединяли время, эпоха и пространство...

На Рубинштейна, 23

2–4 сентября 2016 года на разных площадках Санкт-Петербурга пройдёт фестиваль в честь юбилея Сергея Довлатова – «День Д». Задача фестиваля – создать общегородской праздник памяти Довлатова с ярко выраженным человеческим лицом, который впоследствии будет проводиться ежегодно (программа мероприятий на сайте: http://dklurie.ru).
Ко дню юбилея писателя мэр Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко согласовал место установки памятника Сергею Довлатову. Бронзовую фигуру писателя Сергея Довлатова установят во дворе дома по адресу: улица Рубинштейна, 23, где жил писатель. Планируется, что памятник займёт своё место 4 сентября (со временем будет залит фундамент и приварены остальные элементы композиции). 

Памятник С. Довлатову на Рубинштейна, 23. 4 сентября 2016 г.

4 сентября 2016 года. Памятник Сергею Довлатову на ул. Рубинштейна, 23.




Новости

Все новости

28.03.2024 новое

«”КАК МОРСКАЯ СОЛЬ В КРОВИ…”. ПУШКИН В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО»

23.03.2024 новое

СКОРБИМ

19.03.2024 новое

ПАМЯТИ О. ВЛАДИМИРА (РЫБАКОВА)


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru