Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

31.07.2016

Судьба Капитана

Памяти капитана дальнего плавания В.Н. Никитина

«Говорят, что плывем мы за длинным рублём, – 
кстати, длинных рублей просто так не добыть, –  
но мы в море – за морем плывём, 
и ещё за единственным днём, 
о котором потом не забыть». 
      Владимир Высоцкий. «В день, когда мы,  
поддержкой земли заручась...» 

1 августа 2016 года исполняется 25 лет со дня смерти легендарного капитана дальнего плавания Вадима Николаевича Никитина, капитана пассажирского лайнера «Одесса» Черноморского морского пароходства.

В.Н. Никитин

Вадим Николаевич Никитин
(31 июля 1935 г. – 1 августа 1991 г.)

«…За все годы знакомства с ним (а это не менее четверти века) я видел на его кителях (и на повседневных, и на парадных) только один значок – капитана дальнего плавания, – вспоминал о Никитине известный одесский фоторепортёр Михаил Борисович Рыбак (1930–2001 гг.). – Скромными были не только одежда (хотя предельно аккуратная, всегда отглаженная) капитана, но и его поведение, отношение к людям, независимо от занимаемой должности. Красивый, стройный, мускулистый, с открытым лицом, умными проницательными глазами, он мог служить эталоном не только моряка, но и настоящего мужчины, о котором можно мечтать. А когда к белоснежному кителю надевал такой же белизны фуражку с золотым “крабом”, выглядел сказочным морским волком, решительным и ловким, смелым и надёжным. Все эти качества плюс непонятная начальству порядочность, мужская или просто человеческая гордость были чужды и неприемлемы как и партийным, так пароходским чиновникам того времени.
Когда “Одесса” ходила в круизы по Черному морю, был даже специальный рейс для журналистов. Смотрите, мол, пишите, что видите. И во всех газетах публиковались восторженные статьи, фоторепортажи, ибо было о чём и о ком говорить. На борту советского судна работал совершенно уникальный экипаж, в барах, ресторанах, каютах пассажирам преподносился невиданный у нас доселе сервис. Нет, это не слуги кланялись богатым или высокопоставленным пассажирам, а гостеприимные хозяева принимали в своем прекрасном доме-корабле желанных гостей при высокой культуре обслуживания, умелом использовании во всех случаях того этикета, который нашим людям был неизвестен, а во всем мире считался совершенно обычным».

Тх. Одесса

Теплоход «Одесса»

«Вадим Никитин завоевал во время круизных рейсов черноморского лайнера “Одесса” с американскими туристами уважение всей Америки, – вторит М.Б. Рыбак капитан дальнего плавания Мурманского морского пароходства Вячеслав Васильевич Кисляков.Благодаря его высокому профессионализму, личному обаянию, сметливости, уму и колоссальному напряжению сил, “Одесса” выдерживала конкуренцию с американскими пассажирскими судами, заработав для своего государства не один миллион долларов, и, самое главное, уважение к советским морякам. Партком ЧМП постарался уничтожить капитана Никитина. В его защиту выступил со статьями главный редактор “Вечерней Одессы” Борис Фёдорович Деревянко (Расстрелян в 1997 году по дороге на работу, убийство до сих пор не раскрыто. Т.А.). На защиту Никитина стали известные одесские поэты Иван Рядченко и Юрий Михайлик. Но решения партийного начальства были непоколебимы…».

Капитан «Одессы» Никитин был профессионалом высочайшего класса (а ещё – незаурядным спортсменом, воднолыжником), отлично подобранный им экипаж следовал строгой морской дисциплине.

Экипаж - одна семья

Члены экипажа «Одессы»

«Когда капитан приближался к судну, – вспоминает Ольга Кутузова, работавшая много лет с Никитиным на «Одессе», – весь наш экипаж знал об этом и был готов. Не было на судне места, куда бы он не заглянул по пути, не говоря уже о специальных досмотрах. Боцман и старпом – это даже не руки капитана, а глаза, нос и все остальные части тела. Мостик – настоящее святилище Никитина. Ему было даже разрешено проводить суда по Миссисипи без лоцмана, что было верхом мастерства. В Одессе ходят легенды, как Никитин пришвартовывался к причалу, – как велосипедом. Специально приходили смотреть, как кино. Жаль, что в Одессу мы редко приходили… И рейсы на Аляску – уникальные тогда для всех, и Мексиканский залив, и обслуживание Олимпиады в Канаде, и Европа…»
Вадим Никитин, выпускник Одесского высшего инженерно-морского училища (1959 г.), начинал в ЧМП с матроса на т/х «Московский Фестиваль», до «Одессы» работал на пассажирских лайнерах «Петродворец» и «Аджария».

В.Н. Никитин

В.Н. Никитин на «Одессе»

В начале 1980-х годов капитан теплохода «Одесса» Вадим Никитин был уволен из Черноморского морского пароходства. 
Почему Никитин, считавшийся ЛУЧШИМ капитаном пароходства, впал в немилость? Ответ на этот вопрос – в анонимках, присланных в пароходство, в элементарной зависти: слишком дружен экипаж Никитина, слишком самостоятелен и независим капитан, начальству не кланяется, американцы его уважают.
Если ты прав, это не значит, что справедливость будет на твоей стороне. Многие, с кем довелось говорить о судьбе Вадима Николаевича, сходятся во мнении, что «истоки трагедии лежат в абсолютной, генетической несовместимости яркой, неординарной, свободной личности с теорией и практикой общества, исповедовавшего уравниловку». Травля капитанов (под прессинг партийных функционеров попал в те годы не только Никитин, но и другие прославленные капитаны ЧМП), была целенаправленной и ставила целью развалить успешное пароходство. Недалеко было время, когда суда, бывшие ещё на ходу, стали распиливать на металлолом и перепродавать, и не только на Чёрном море.
…Вадим Никитин был вынужден уехать в Тикси. Вероятно, самым труднопереносимым для него тогда было другое: чиновники расформировали экипаж «Одессы», и многим из членов его экипажа закрыли визы, по сути – лишили профессии.
Многие годы соплаватели капитана Никитина не знали подробностей о его дальнейшей судьбе.
А Никитин работал в Якутском производственном объединении морского транспорта. Исключённый из партии и униженный Капитан в Тикси начинал со второго штурмана. С 1986 года – капитан лесовоза «Кигилях» Арктического пароходства.

Тх. Кигилях 

Теплоход «Кигилях»

«Работал в Тикси Никитин не очень долго, но память о себе оставил хорошую». – Это слова из письма капитана дальнего плавания, ныне – начальника Службы управления движением судов залива Находка Виктора Фадеевича Фёдорова. – «К сожалению, суда Арктического пароходства в наших водах очень давно не работают, практически все они уже списаны и не существуют. Сам “Кигилях” был продан на металлолом за долги компании в мае 2009 года. В те годы практически все эти суда списывались с большими скандалами – экипажам не выплачивались зарплаты, суда не получали снабжения и продуктов. В результате либо люди бросали суда, либо суда продавались на металл в счёт погашения долгов, а члены экипажа по судам что-то получали»...
Из сообщения, полученного нами от В.В. Белецкого, дальнейшую судьбу капитана Никитина решил министр Морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко: в 1989 году Никитин был переведён в Мурманское морское пароходства на должность дублёра капитана, работал на пассажирских лайнерах – «Клавдия Еланская» и «Мария Ермолова».   

Тх. Мария Ермолова 

Теплоход «Мария Ермолова»

«Никитин был одним из лучших капитанов пассажирских судов в СССР» – такой характеристике Всеволода Владимировича Белецкого, бывшего начальника Мурманского морского пароходства (в 1985–1991 гг.), а затем – зам. министра Морского флота СССР, можно смело доверять.
В феврале 1990 года В.В. Белецкий рекомендовал В.Н. Никитина на должность капитана теплохода «Клавдия Еланская» (из справки, полученной нами из ОАО «Мурманское морское пароходство»).
…Капитан Никитин умер на ходовом мостике «Марии Ермоловой» во время швартовки в порту Архангельска 1 августа 1991 года, накануне ему исполнилось 56 лет. Сердце не камень – тает, и оно не выдержало испытанной несправедливости.
Его сын – Сергей Никитин – стал капитаном и тоже умер на мостике т/х «Красноград» Балтийского морского пароходства.
В 1995–2001 годах теплоход «Одесса» находился под арестом за долги в порту Неаполя, затем был выкуплен одесской компанией «Антарктика» и возвращён в Одессу. Однако планы по реконструкции судна не были реализованы. В 2007 году судно было отравлено для разделки на металл на «Берег мёртвых»  в Аланг (Индия)  – там умирают корабли… 

Тх.  Одесса

Каждый год, в день памяти капитана В.Н. Никитина, ветераны лайнера «Одесса» Черноморского морского пароходства, ныне уничтоженного (как и музей морского флота в Одессе), собираются у могилы своего Капитана, чтобы вспомнить его – красивого и умного человека, безгранично любившего своё судно, соплавателей и Море. Не забыта ветеранами морского флота и другая дата – 17 июля – день поднятия флага на т/х «Одесса». Моряки, навсегда сохранившие верность своему Капитану, готовят второй сборник воспоминаний о нём.
На памятнике Вадиму Николаевичу Никитину на Таировском кладбище в Одессе выбиты слова одесского поэта Ивана Рядченко: «Ты ушел / и ты уже во мгле / где ни ярких звезд / ни волн ревущих. / Но и на последнем корабле / Ты плывешь по памяти живущих».

На кладбище

…Сколько Капитанов, которых знал Виктор Конецкий, и которых не знал, с кем плавал, и с кем выйти в море не случилось, – ушло…
Ушла эпоха советского мореплавания.
«Флот долго сопротивлялся системе. Моряк – тот же униженный системой труженик, но на своей работе он наедине со стихией. Стихию нельзя обмануть, и, “работая” с ней, нельзя обмануть себя» – как ни вспомнить слова Виктора Викторовича.
Вечная память Капитану Никитину.
Светлая память всем ушедшим Капитанам. 
И хочется думать, что Там они снова в море, на своих любимых судах – красивых, сильных и надёжных, «и опять продвигается, словно на ринге, по воде осторожная тень корабля…». 
Татьяна Акулова-Конецкая
Фото из архива Ольги Кутузовой (г. Одесса)

В. Никитин и барк ТОВАРИЩ

В.Н. Никитин на регате. В море – барк «Товарищ». 



Новости

Все новости

28.03.2024 новое

«”КАК МОРСКАЯ СОЛЬ В КРОВИ…”. ПУШКИН В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО»

23.03.2024 новое

СКОРБИМ

19.03.2024 новое

ПАМЯТИ О. ВЛАДИМИРА (РЫБАКОВА)


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru