Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

03.07.2014

В ТИХВИНЕ

В ТИХВИНЕ

1 июля 2014 года



В книге «Никто пути пройденного у нас не отберёт» Виктор Конецкий писал: «…В проходе второго этажа [Никольского собора] уже скоро век висит наша семейная икона Тихвинской богоматери – подарок всем морякам и рыбакам от бабушки Марии Павловны, которая знать не знала, что её внука пронесёт по всем океанам планеты – семейство было на сто процентов сухопутное».

Муж Марии Павловны Конецкой, урождённой Базуновой, Дмитрий Иванович Конецкий (1830–1908) служил бухгалтером на железной дороге (по другим сведениям – конторщиком в типографии). Видимо, эта икона изначально принадлежала Д.И. Конецкому, выходцу из тихвинских мещан Новгородской губернии.

Про сухопутность своей семьи Виктор Викторович не ошибался, хотя знал о купцах Конецких, успешных судовладельцах, занимавшихся с середины XIX века торговлей хлебными товарами.

Краеведы помнят, что на Плахе в Тихвине в начале ХХ века ещё стояли склады, принадлежавшие купцам братьям Конецким.

В 1857 году один из них – купец 2-й гильдии Григорий Иванович Конецкий (1831–1872) – основал в Санкт-Петербурге транспортную фирму «Невское баржное пароходство».

После его смерти фирму унаследовал его брат Иван.

Иван Иванович Конецкий (1835–1889), надо полагать, был умным и работящим человеком. Начинал он «в подрядах»; впоследствии удачная женитьба на купеческой дочери Ираиде Матвеевне, урождённой Ланской (1848–1905), позволила ему подхватить и развить семейное пароходное дело. Суда И.И. Конецкого ходили по Волге с притоками, Мариинской и Тихвинской системам, а буксирные пароходы – по Неве, Шексне и Каме с притоками.

Один из многочисленных внуков судовладельца И.И. Конецкого – кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн (1898–1948) – писал в «Автобиографии»: «Не могу похвастать происхождением.Отец не рабочий. Мать (Юлия Ивановна, урождённая Конецкая. – Т.А.) не из рабочей семьи. Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов. Дед со стороны матери хоть и пришёл босой в Питер, но не трудом пошёл дальше, а предпочёл предприятием – баржи гонял и сколотил дело. Помер. Бабка – “Васса Железнова”. И рос я безбедно и в достатке»…

Ираида Матвеевна Конецкая подарила мужу пятерых сыновей и четырёх дочерей. После ранней кончины И.И. Конецкого она взяла дело мужа в свои руки. В марте 1900 года был утверждён Устав Товарищества судоходства и пароходства «И.И. Конецкий» на паях с капиталом 800 тыс. рублей. Членами Правления Товарищества стали купчиха 1-й гильдии Ираида Матвеевна Конецкая, её сын Сергей Иванович и племянник И.И. Конецкого – Иван Григорьевич Конецкий, в кандидаты попал сын купчихи Иван Иванович, а сыновья Евгений и Пётр стали членами ревизионной комиссии Товарищества.

Семейство Конецких в 1895–1917 годах, проживало на Старо-Невском проспекте, в доме №173, рядом с Александро-Невской Лаврой, там же находилось и правление Товарищества. Дом этот сохранился (он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, после реконструкции вырос на два этажа).

Ираида Матвеевна Конецкая умерла на паперти Троицкого собора в Александро-Невской Лавре, молясь на надвратную икону. Семейное дело возглавили сыновья Конецких – Иван, Сергей и Евгений, а директором правления товарищества судоходства и пароходства «И.И. Конецкий» стал коммерции-советник, купец 1-й гильдии, потомственный Почётный гражданин Иван Григорьевич Конецкий – племянник почившего И.И. Конецкого.

И.Г. Конецкий (? – 31 декабря 1934, Boulognes.-Seine) был выборным от петербургского купеческого сословия (с 1896), гильдейским старостой Петербургской купеческой управы (1896–1906), товарищем председателя попечительского совета Петровского училища Петербургского купеческого общества, членом правления Петербургского Общества взаимного кредита (в 1913), председателем правления Петроградского общества взаимного кредита (с 1913), директором правления Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов (с 1916), членом ревизионной комиссии Русского Торгово-Промышленного банка.

В 1905 году И.Г. Конецкий был включён в список кандидатов в Государственную думу по Петербургу от соединённого Комитета монархических партий: Союза 17-го октября, Прогрессивной экономической партии, Торгово-промышленного союза и Партии правого порядка.

В 1910 году по государственной программе реформирования флота из товарищества «И.И. Конецкий» возник ряд ведущих заводов Санкт-Петербурга и Ижоры.

В 1913 году Товарищество «И.И. Конецкий» получило право выпуска облигаций (с увеличением основного капитала до 1,2 млн. рублей и балансе в 3 942 124 рублей).

К началу Первой мировой войны флот Товарищества включал свыше 40 пароходов (колёсных и винтовых) и 250 барж. Товариществу принадлежали пристани и доки в Петербурге, Нижнем Новгороде и Рыбинске.

В 1914 году имя И.Г. Конецкого попало в список деловой элиты России.

Иван Григорьевич Конецкий.jpg

И.Г. Конецкий. Из архива В.В. Конецкого.

5.JPG

Старо-Невский пр., 173

6. Старо-Невский пр., 173.JPG


…В конце 1960-х годов в писательский дом на улицу Ленина, где проживал Виктор Викторович с матерью Любовью Дмитриевной, пришла внучка «Вассы Железновой» – Евгения. Родства не обнаружилось, а дружеское расположение друг к другу возникло – и навсегда.

Евгения Ивановна Конецкая. 1930-е годы.jpg

Е.И. Конецкая. Из архива В.В. Конецкого.

3. Подарок кузине Е.И. Конецкой от С.М. Эйзенштейна.jpg

Подарок С.М. Эйзенштейна кузине Е.И. Конецкой.

4. Автограф С. Эйзенштейна на книге Иван Грозный. 1945 год.jpg

Автограф на книге С.М. Эйзенштейна. 1945 год. Из архива В.В. Конецкого.

В 1976 году Евгении Ивановне Конецкой удалось разыскать родственников отца во Франции – в 1916 году её отец Иван Иванович Конецкий, также как и Иван Григорьевич Конецкий, бежал из России. И.И. Конецкий женился на француженке, у них родилась дочь Ида.

«…[Конецкие] были большими северными капиталистами. Их корабли ходили по Неве, по Волхову до Новгорода, потом пошли по Мариинской системе каналов и приготовлялось создание “Русского пароходства Петербург–Нью-Йорк”. Твой папа на свой счёт строил железную дорогу Петербург–Мурманск с концессией на 99 лет… Он подружился с князем Юсуповым, который вошёл в компанию пароходства, как и другой его приятель, князь Шереметьев. Они были, пожалуй, самыми богатыми людьми в России. Когда Юсупов убил Распутина, то твой папа умудрился в 24 часа получить командировку в Англию и немедленно уехать подальше от “царского гнева”. Там он и оставался и больше в Россию не возвращался. Умер он в Париже, после операции язвы в желудке…

Другие Конецкие были банкирами в Москве и умели “делать деньги”. В Англии в банке лежит колоссальная сумма денег, принадлежащая “Мариинскому пароходству и судоходству”, Иван Иванович [Конецкий] завещал всё своим детям поровну. Но, увы, доказать, что это его деньги – невозможно, и они после 100 лет достанутся Англии…» – из письма мужа Иды, адресованного Евгении Ивановне.

Жизнь Е.И. Конецкой (1909–1996) сложилась не просто. Она воспитывалась без родителей, рассказывала, что мать, бросив троих детей, сбежала в Югославию с каким-то офицером, была там покинута возлюбленным, бедствовала вдали от родины, на жизнь зарабатывала шитьём. В семь лет Женя осталась и без отца. В молодости она выступала в цирке, пережила блокаду Ленинграда, до пенсии работала в виварии в одном из ленинградских НИИ.

Евгения Ивановна жила одиноко, на нищенскую пенсию. Время проводила в заботах о бездомных животных. Родственникам во Францию писала, что у неё «есть всё, о чём может мечтать советская женщина».

Е.И. Конецкая скончалась от черепно-мозговой травмы, полученной то ли при падении в результате несчастного случая, то ли в результате разбойного нападения в подъезде тёмного питерского дома. Ей было 87 лет.

Похоронена Евгения Ивановна на Смоленском кладбище, рядом упокоен Виктор Конецкий – обоих не стало 30 марта, с разницей в шесть лет. Там же последний приют и бабушки Марии Павловны Конецкой (1859–1933), подарившей Никольскому Морскому собору семейную икону Тихвинской Божией Матери. Судьба и добрая воля соединили представителей двух родов на семейном участке писателя – одного ли они корня или нет, и не важно.

…В 1976 году, даря свою книгу «Эйзенштейн» младшему другу, Виктор Борисович Шкловский написал: «Виктору Конецкому, не для розыска предков, а для того, чтобы он чаще вспоминал Виктора Шкловского. А у меня вокруг всё срублено. Не очень надо так долго жить. Но ты живи, а то СССР забудет о том, что она шибко и громко морская страна…»

О морском предназначении Конецких говорили мы в Тихвине с Аллой Александровной Титовой, библиографом Центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова.

Алла Титова – поэт, известный краевед и этнограф, журналист, её публикации и радиопередачи, посвящённые истории родного края, снискали благодарность земляков. В 2012 году А.А. Титова была признана «Женщиной года Ленинградской области». Не раз рассказывала Алла Александровна своим читателям и слушателям и о судьбе купеческой семьи Конецких, и о творчестве писателя Виктора Конецкого.

ТАТЬЯНА АКУЛОВА

ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ ТИХВИНА:

1. На Плахе.JPG

На Плахе в Тихвине в начале ХХ века стояли склады, принадлежавшие купцам братьям Конецким.«Плаха» – так называлось бревно, расколотое пополам, колотое долготьё. Из таких плах делался настил пристани. Позднее их поставляли в Тихвин по реке и сгружали на Плахе. «Плаха» – слово из Тихвинского уезда Новгородской губернии, означало и сборное место лодочников, сидящих у пристани на бревне, коряге. Сегодня на Плахе в Тихвине ничего не напоминает об этом…

2. Тихвинский шлюз.JPG

…Но восстанавливаются шлюзы. Этот носит название «Тихвинский».

3. Плотина на Вязицком ручье.JPG

Плотина на Вязицком ручье.

4. Пешеходный мостик через Тихвинку.JPG

Пешеходный мостик через Тихвинку.

5. Успенский мужской монастырь. Вид с Захаровского парка.JPG

Успенский мужской монастырь. Вид с Захаровского парка.

6. Вид на Успенский мужской монастырь из окон музея Н.А. Римского-Корсакова.JPG

Вид на монастырь из окон Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова.

7. Государственный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова.JPG

Государственному Дому-музею Н.А. Римского-Корсакова в этом году исполнилось 70 лет.

8. Красная гостиная дома-музея Н.А. Римского-Корсакова.JPG

Красная гостиная Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова.

9. Уголок Ники Римского-Корсакова - будущего моряка и композитора.JPG

Уголок Ники Римского-Корсакова – будущего моряка и композитора.

10. С сотрудниками музея и краеведом А. Титовой.JPG

Директор Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова Элен Викторовна Бордовская (слева), сотрудник музея Надежда Николаевна Петрова и краевед Алла Александровна Титова.

11. Старый Тихвин.JPG

Старый Тихвин.


ФОТОГРАФИИ ИЗ АРХИВА АЛЛЫ ТИТОВОЙ:

Гидрографическая карта Тихвинской системы.jpg

В развитии города важную роль сыграла Тихвинская водная система, задуманная Петром Первым. В конце XVIII в. на месте древнего «волока» между реками Тихвинкой и Соминой был прорыт канал со шлюзами, дававшими возможность поддерживать уровень воды в системе на определенной высоте и пропускать мелкие суда и плоскодонные лодки с грузом.Тихвинская водная система, наряду с Мариинской и Вышневолоцкой, являлась важным средством сообщения и торговым путем, соединявшим Волгу с Балтийским морем, функционировала до середины 20 века. Она включала несколько сотен шлюзов, полушлюзов и плотин, которые полностью разрушены и ныне присутствуют в виде руин. В настоящий момент разрабатывается план восстановления Тихвинской водной системы для развития экологического туризма.

Лодка тихвинка.jpg

В городе делали знаменитые лодки – тихвинки.

«Тихвинка – парусное грузовое судно типа барки, названное по имени реки Тихвинки (приток Сяси), использовавшееся в XIX в. на реках, входящих в Тихвинскую водную систему, и Ладожском озере. В основном применялась для сообщения между Петербургом и Нижегородской ярмаркой. Судно имело довольно полные оконечности, в которых размещались кладовая (в носу) и жилое помещение (в корме), освещавшееся через окошки в транце. Мачта, расположенная на расстоянии 1/4 длины судна от носовой оконечности, несла большой прямой парус. Тихвинка управлялась навесным рулем (кормилом) с большим удлинением пера. Длина судна 15–45 м, ширина 4,5–8,5 м, высота борта – до 2,5 м. Большие тихвинки назывались полулодками, средние – межеумками, малые – канавками, соминками». (Из книги С.Г. Дмитренко «Морские тайны древних славян»).

Порт в Тихвине.jpg

Тихвинский порт.

Порт. Тихвин. Фотография из архива Л.А. Соловьёвой.jpg

Порт. Тихвин. Фотография из архива Л.А. Соловьёвой.

Тихвинский порт.jpg




Новости

Все новости

12.12.2018 новое

ПОЛЯРНИК ВЛАДИМИР САНИН

08.12.2018 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ В МУРМАНСКЕ

29.11.2018 новое

МОРЯК И ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКУЛИН


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru